Апология почвенничества / Составление и комментарии А.В. Белова. – М.: Институт русской цивилизации, 2008. – 688 с.
В этой книге публикуются главные идеологические работы русского мыслителя, поэта, критика Аполлона Александровича Григорьева, сформулировавшего основные идеи почвенничества – движения национальной русской интеллигенции за возвращение к народным основам, традициям и идеалам. Почвенники призывали к «слиянию образованности и её представителей с началом народным». Идейно близкие славянофилам почвенники симпатизировали купечеству, мещанству, народной интеллигенции, отвергали либерально-космополитические и социалистические идеи, обличали духовно-нравственное разложение Запада. Заслуживает внимания страстное отрицание псевдоискусства: «Жизнь требует порешений своих жгучих вопросов, кричит разными своими голосами, голосами почв, местностей, народностей, настроений нравственных, в созданиях искусств, а они себе тянут вечную песенку про белого бычка, про искусство для искусства… Нет! я не верю в их искусство для искусства не только в нашу эпоху, – в какую угодно истинную эпоху искусства. Ни фанатический гибеллин Данте, ни честный английский мещанин Шекспир, столь ненавистный пуританам всех стран и веков даже до сего дня, ни мрачный инквизитор Кальдерон не были художниками в том смысле, какой хотят придать этому званию дилетанты. Понятие об искусстве для искусства является в эпохи упадка, в эпохи разъединения сознания немногих лиц, утончённого чувства дилетантов, с народным сознанием, с чувством масс… Истинное искусство было и будет всегда народное, демократическое, в философском смысле этого слова».
Тайна русской народности, считал Григорьев, – в православии. При опоре на него может быть построена новая высокодуховная жизнь не только в России, но и во всём мире.