Никита Маргаев
Добряк и эскапист, одним словом, сказочник Уэс Андерсон не из тех режиссёров, кто заигрывает с актуальной повесткой. Он если и не аполитичен, то предельно осторожен. Его куда больше заботят фундаментальные вопросы дружбы, любви, свободы и природы творчества, в том числе собственного, как это было в «Городе астероидов».
Даже в изображении реальных исторических событий Андерсон не грузит зрителей параллелями с днём сегодняшним, а делает их фоном для основного сюжета (нацистский переворот в «Отеле «Гранд Будапешт») или же придаёт им шуточный контекст (студенческие протесты 1968 года во «Французском вестнике»). Однако в «Финикийской схеме» Уэс слегка отклонился от привычного курса, прихватив в свой уютный открыточный мирок чуть больше тёмных красок из нашей с вами действительности.
События ленты происходят в середине прошлого века. Пережив очередную, уже шестую по счёту авиакатастрофу, беспринципный миллиардер Анатоль Жа-Жа Корда (Бенисио дель Торо) всерьёз задумывается о том, чтобы завещать свою бизнес-империю одному из законных наследников. Выбор падает на единственную дочь Лизель (Миа Триплтон). Та, впрочем, неохотно соглашается на предложение отца, ибо планирует связать свою жизнь со служением Богу. В то же время влиятельные финансисты и главы всех конкурирующих государств, кому успел насолить Корда, договариваются о том, чтобы спровоцировать искусственный дефицит, взвинтив до небес цены на заклёпки и иные строительные материалы. Распознав намерения оппонентов, Жа-Жа вместе с дочерью и личным секретарём (Майкл Сера) незамедлительно отправляются в путешествие, в рамках которого он должен привлечь инвестиции и покрыть издержки.
Хотя не вполне приятные личности, такие как Роял из «Семейки Тененбаум», в фильмах Андерсона встречались и раньше, бескомпромиссный и жестокий магнат разительно выделяется на их фоне. Корда до того циничен и аморален, что без стеснения говорит об использовании рабского труда и создании предпосылок для массового голода. Более того, ни многолетняя вражда, ни подозрения в убийстве супруги не мешают ему вести дела со сводным братом Нубаром (Бенедикт Камбербэтч), которого он сам величает не иначе, как «библейское зло». Лучше всего жизненную философию героя описывает слоган фильма: «Если у тебя что-то встало на пути, сравняй это с землёй». Анатоль – мастер заключения сделок, который идёт на различные ухищрения для достижения желаемого результата, будь то лесть, фиктивный брак, баскетбольный матч (разумеется, с американскими партнёрами) или даже угрозы взорвать гранату. Такое ощущение, что персонаж Бенисио дель Торо придерживается тех же правил ведения бизнеса, что и адвокат Рой Кон на пару с его не менее одарённым учеником. Он никому не доверяет, ожидая от всех предательства, и, как выяснится, неспроста: шпионаж и покушения уже давно стали частью его будничной рутины.
Однако Уэс Андерсон не был бы Уэсом Андерсоном, если бы даже этому малосимпатичному миллиардеру-затворнику не подарил бы шанс на искупление грехов. Основная сюжетная линия то и дело перемежается монохромными вставками, где герой, находясь на смертном одре, предстаёт перед высшей судебной инстанцией (к слову, Бога играет Билл Мюррей), в которой ему не хватит никаких денег, чтобы откупиться. В значительной мере на эволюцию взглядов Корды влияют и разговоры по душам с дочерью, которая радеет за милосердие и презирает жизнь в парадигме «кто кого?». Возможно, режиссёр излишне оптимистично настроен в отношении таких людей, как Жа-Жа, наивно полагая, что те могут отказаться от материальных благ во имя того, что по определению бесценно. Тем не менее радостно, что старый добрый симметрично-центрированный, пастельно-кукольный и абсурдно-жизненный Андерсон не изменяет себе и продолжает экспортировать в мир своё человеколюбие! Грустно, что оно сейчас в дефиците…