Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Испепеляющая любовь в трамвайном депо

01 января 2007

ВЗГЛЯД

«Фантомные боли» В. Сигарева в Тверском театре драмы

Мало какой теме так повезло в русской словесности с интерпретациями, как проблеме подлинного и ложного гуманизма. Не будет преувеличением сказать, что она в некотором смысле даже успела порядком набить оскомину.
Вызвать «милость к падшим», открыть в маргиналах ту малость, почти неразличимую, но единственную, которая ещё способна вернуть их к нормальной жизни, – за эту сложнейшую задачу взялась Вера Ефремова, художественный руководитель Тверского театра драмы. Для постановки на Малой сцене под занавес прошлого сезона избраны «Фантомные боли» Василия Сигарева – одноактная пьеса лауреата многих премий из Екатеринбурга, весьма далёкая от морализаторства, целиком укладывающаяся в русло так называемой новой драмы.
Автор почти документально воссоздал натуралистические подробности ночной жизни типичного трамвайного депо. Здесь сменные сторожа в замурзанной комнатушке дежурят, воруют металл, пьют самогон и прочий суррогат. Сюда ежедневно и приходит сумасшедшая Ольга, вдова бывшего сторожа депо Владимира, поэта, зарезанного трамваем (под колёсами трамвая, вот горе, погибла и дочь Оли и Володи Кристина)… Из мебели – трамвайные сиденья вперемежку с ящиками. На одном выписан номер 200 – мрачный, что и говорить, контекст и подтекст!..
Действующих лиц трое. Студента Диму, желающего немного подработать, играет Евгений Романов – из молодых выпускников Тверского филиала Училища имени Щепкина. А сторожа Глеба, начинающего, но уже «подающего большие надежды» вора и алкоголика, представляет Тарас Кузьмин. На роль несчастной Ольги выбрана одарённая актриса Дарья Плавинская. Последние двое уже зарекомендовали себя интересными работами во многих спектаклях театра.
В первой картине студент режет чёрный хлеб ножичком с выпрыгивающим лезвием, которым впоследствии и пырнёт сменщик Глеб. Тот, в свою очередь, появляется с кабацкими рассказами о кондукторшах, которых «не упоишь – как кони», о сексе с ними, с одной чудачкой по имени Ольга. Всё это подаётся на сцене подчёркнуто грубо.
«Фантомные боли» – спектакль о пределах бесчеловечности и бессердечия. Можно ли перейти их границы?.. Как личности Ольги уже нет, она – лишь ходячее милосердие, любовь как чистая субстанция. Всё остальное бесповоротно отрезано, ушло, превратилось в боль. Но Ольга вновь и вновь пытается прирастить уже отсечённое.
– Пьеса страшная, но мне очень понравилась, – говорит Вера Андреевна Ефремова, – её сразу хотелось поставить. Василий Сигарев, несмотря на свою молодость, – острый мастер. Да, его герои выглядят циничными, но тем не менее пьеса пронизана испепеляющей любовью.
В работу над спектаклем постановщик пригласила своего ученика Александра Павлишина – молодого и сильного актёра, тяготеющего к режиссуре, стремящегося постичь её секреты. Павлишин шлифовал порученные ему эпизоды, занимался художественным и музыкальным оформлением. И ни в чём, считает Ефремова, её не подвёл, хотя полвека режиссёрского стажа позволяют ей увидеть любую промашку.
Свою концепцию она разъясняет следующим образом:
– Да, охранники депо демонстрируют животное отношение к помешанной женщине. Действительно, в современном обществе происходит много страшного. Люди превращаются в компьютерные придатки, в своего рода кибернетические организмы, в киборгов. Но мы хотим доказать, что душа всё равно возьмёт верх. Природная суть человека очень сильна. Тарас Кузьмин – чистый артист, с хорошей жизненной перспективой, одарён и Женя Романов. Оба способны создать сложные образы.
Спектакль получился неожиданный, особенно для тех, кто привык видеть в художественном руководителе Тверской драмы исключительно приверженца классики. Но у режиссёра, интересующегося активно пульсирующей театральной жизнью, да и жизнью общества, получилось ещё раз рассказать «городу и миру» о чистой любви, но уже языком современной драмы.
По ходу в моей памяти вдруг всплыли кадры из английского фильма «Ключ», снятого ещё в 1958 году, – с молодой Софи Лорен и её партнёрами в роли военных моряков, гибнущих друг за другом. Ассоциация возникла, видимо, из-за талисмана, открывающего страждущее женское сердце. Его передавали из рук в руки: в фильме – ключ от квартиры, в «Фантомных болях» – очки несчастного Вовочки.
В финале Ольга тоже гибнет на трамвайной колее. Под скрежет вагонов её измученная душа возносится ввысь и соединяется с душами мужа и дочери. Ничего не дорого, не свято – кроме любви. Вечная истина и бессмертный сюжет. 

Игорь МАНГАЗЕЕВ, ТВЕРЬ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS