Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 декабря 2018 г.
  4. № 52 (6673) (26.12.2018)
Телеведение Человек

Исполнение заветных желаний

Актриса, сыгравшая Эллочку-людоедку, стала писателем и живёт в Загребе

25 декабря 2018
Наталия Воробьёва с Арчилом Гомиашвили в «12 стульях»

Каждый Новый год по российскому ТВ демонстрируется легендарная комедия Гайдая «12 стульев», в которой принимали участие выдающиеся советские артисты. И в эти каникулы на одном из каналов его опять непременно покажут, и новый юный зритель убедится, что комедия эта не устаревает. 

У нас в гостях актриса и писательница Наталия Воробь-ёва-Хржич, сыгравшая в этом культовом фильме острохарактерную роль Эллочки-людоедки.


– Наталья Юрьевна, в чём, как вы думаете, секрет успеха фильмов Гайдая?

– В том, что Гайдай, будучи сам человеком истинно русским, очень остро чувствовал и понимал национальный характер, и фильмы свои он снимал не для критиков, а для обычных людей, на которых держится русская земля.

Он не просчитывал, не взвешивал, работал с лёгкостью и попадал в яблочко. Всегда в яблочко. Серьёзный, неулыбчивый Леонид Гайдай, снимавший самые смешные комедии.

– Кто из встретившихся на съёмочной площадке вас наиболее поразил?

– Леонид Гайдай, у которого я снялась в своём первом фильме, и Виктор Туров, у которого я сыграла в «Горя бояться – счастья не видать» («Беларусьфильм»), фильме, который оказался моим последним в Союзе.

Леонид Гайдай… Живой, нервный, ироничный. С ним каждый чувствовал себя неспокойно, но уверенно. Его стыдно было подвести: кино он отдавал себя без остатка, кино было его жизнью. Авторитет Гайдая был непререкаем.

Виктор Туров… Полная противоположность Гайдаю. С первого момента у тебя возникало ощущение, что ты знаешь его уже много лет. Резкий, взрывчатый, несдержанный и в то же время по-детски беззащитный, в вечно расстёгнутой чуть ли не до пояса рубашке, расхристанный и бесконечно талантливый.

Талант. Это у Гайдая и Турова было общим, это их роднило, объединяло.

А из партнёров на меня самое большое впечатление произвёл Владимир Басов, с которым я снялась в фильме Михаила Швейцера «Карусель», в новелле «Роман с контрабасом». Тонкий, интеллигентный, невозмутимый, доброжелательный и невероятно талантливый.

И Гайдай, и Туров, и Басов – люди одной группы крови, группы крови под названием «Талант».

– В начале 70-х вы вышли замуж за югослава, трудно ли было вам, тогда очень молодой женщине, привыкать к новой стране?

– Нет, несложно. Во-первых, у меня уже было пассивное знание языка, и я уже очень многое понимала. А заговорила я как-то легко и незаметно.

Потом мне повезло. Загреб меня принял сразу. С людьми, с которыми я подружилась 45 лет назад, я дружу до сих пор.

Но одна проблема была, и мне потребовалось несколько десятков лет для того, чтобы её превозмочь. Это урбанизм загребских улиц, тесных и узких. К этому пришлось привыкать долго.

– Надеюсь, вы следите за российским кинематографом, в котором сейчас, как многие считают, необыкновенный подъём, «Движение вверх» и т.д. Разделяете ли вы наш оптимизм?

– Абсолютно! Разделяю и горжусь! Я не буду говорить о сериалах… Но русское кино в целом – очень сильное, его всегда отличала особая духовность, она и сейчас присутствует, красной нитью проходит через наши лучшие фильмы. Зрителя не проведёшь, он чувствует истинную эмоцию. Эмоциональность – это то, что свойственно именно русскому кинематографу.

И вообще я считаю, что гигантское мощное здание мирового искусства стоит на чём-то столь лёгком, незримом, эфирном, но самом прочном в мире, имя которому – эмоции.

– Вы с определённым отношением упомянули сериалы. Смотрите ли вы российское телевидение, у нас очень критикуемое, отличается ли оно от хорватского? Если отличается, то чем?

– Конечно, смотрю. Я очень хорошо понимаю, почему люди в России недовольны своим телевидением: все эти ток-шоу с проверкой ДНК, и эти убогие сериалы о «Золушках», оперЗх, «мусорах», борзых и прочих, все на один манер с предсказуемой концовкой, эта ругань на политической сцене…

Но есть и что-то хорошее: это документальные фильмы и программа «Время», которая всегда интересна. Канал «Культура» тоже хочется отметить.

В Хорватии, если сравнивать, новости не столь интересны, но зато выбор фильмов и даже сериалов намного лучше: английская «Виктория», русские «Великая» и «Екатерина» (причём оба сериала – классные. Ведь могём же, когда хотим!), английские, скандинавские, немецкие, хорошие американские фильмы. Жаль только, что русских фильмов почти нет…

– Мы знаем, как европейские политики относятся к России, вводят санкции, пресса подчас шельмует наших лидеров... А как народ, в частности Хорватии, относится к нашей стране?

– Никогда ни от кого из своих друзей я (клянусь вам!) не слышала ни одного плохого слова о России и о нашем лидере.

Россия в представлении хорватов – это Есенин и Достоевский, «Летят журавли» и Тарковский, это «Подмосковные вечера», это великие русские поэты, писатели и кинематографисты. Поверьте, я не ухожу от ответа, я отвечаю на поставленный вами вопрос искренне.

– Какую роль играют наши соотечественники, живущие в Хорватии (и в частности вы), в культурной жизни страны?

– Русские всегда влияли на культуру Хорватии, ещё со времён Октябрьской революции, когда Югославию накрыла волна русской эмиграции. Цвет России нашёл приют вне границ своей Родины. Учёные, писатели, инженеры, царские офицеры – высококультурные люди, аристократы по рождению и аристократы духа.

Как часто я слышала здесь от людей старшего поколения имена, отчества и фамилии их русских учителей, преподававших им в гимназиях, с какой любовью они говорили о тех удивительных людях, прививших им любовь к России. И не только учителями в школах работали русские эмигранты. Они работали в здешних НИИ, делали ошеломительные открытия, писали прекрасную поэзию… Богатыри – не мы!

А я? Что я? Пишу я на русском, мои книги переводятся здесь на хорватский. На сегодняшний день в Хорватии из моих книг переведены четыре сборника поэзии и три прозаические книжки.

Мне повезло. Культурный круг Загреба меня принял сразу, и я тут же вошла, волей случая, в эпицентр здешней культурной жизни. В нём я остаюсь до сих пор.

А из моих соотечественников, влияющих в настоящее время на культурную жизнь Хорватии, хотелось бы выделить Катарину Тодорцев-Хлача, главного редактора журнала «Летопись», выходящего здесь двуязычно: на русском и хорватском.

– После чемпионата мира болельщики России влюбились в капитана футбольной команды Луку Модрича и президента Хорватии Колинду Грабар-Китарович, а как в Хорватии вспоминают этот футбольный праздник?

– Мне это очень приятно слышать! Особенно хорватов тронул тот момент, что русские болельщики болели за хорватскую сборную, когда хорваты играли с другими командами. Не забыли наши матч хорватов с англичанами несколько лет назад, когда уже ни на что не претендующие хорваты разгромили англичан, тем самым обеспечив русским игрокам дорогу дальше.

В то время послом в России был Божо Ковачевич. Я дружу с ним и его супругой уже много лет. Так получилось, что в те дни я была в Москве и тоже, конечно, смотрела матч между хорватами и англичанами. На следующий день мне позвонила жена посла.

– Ты не представляешь, что здесь творится! С раннего утра к посольству идут люди, кто с водкой, кто с икрой, а кто с плюшевыми мишками. Знамёна несут! Здесь такое, такое!..

Да уж! Такое точно не забывается.

– Скоро Новый год, что вы пожелали бы «Литературной газете» и её читателям?

– Газете быть такой же любимой и читаемой, как это было до сих пор, а читателям – исполнения самых заветных, самых сокровенных желаний.

Всё сбудется, просто надо очень верить!

– А мы вас поздравляем ещё и с прошедшим днём рождения и желаем, кроме исполнения желаний, успеха вашим книгам!

– Спасибо! Вы правы, книгам необходимо везение. Ведь у них тоже своя судьба…

Беседу вёл
Александр Иванов



22-Наталья Воробьева.jpg

«ЛГ»-досье

Наталия Воробьёва-Хржич

В 1971 году окончила ГИТИС имени Луначарского. Снималась в фильмах «Карусель», «12 стульев», «Вся королевская рать», «Где вы, рыцари?», «Джентльмены удачи» и многих других. В 1974-м вышла замуж за гражданина СФРЮ и с той поры живёт в Загребе. Оставила карьеру актрисы, занимается литературной деятельностью, автор нескольких книг прозы и поэтических сборников

Тэги: Александр Иванов
Обсудить в группе Telegram

Александр Иванов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Магия, да и только

    18.11.2021
  • Немцы грустят о Меркель

    28.09.2021
  • Мордой об стол

    02.09.2020
  • Ни чья

    31.07.2019
  • В поисках айсберга

    08.05.2019
  • Совесть на кассу

    78 голосов
  • Рождение пародиста

    66 голосов
  • Мордой об стол

    51 голосов
  • Проняло

    50 голосов
  • Толстячок Сталин и его свободолюбивая дочь

    36 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS