Свой семнадцатый сезон Дмитровский театр, по традиции, открыл премьерой – «Там, где тебя нет».
– Пьеса Николая Коляды не просто увлекла меня, – говорит художественный руководитель театра Дмитрий Юмашев, – а внутренне взбудоражила теми вопросами, которые ставит автор. Прямого ответа на них нет, его надо искать самим. Сейчас, на мой взгляд, миновало время, когда большинство было занято главной для него задачей – выжить, теперь приходит время осмысления, решения проблем. И начинать тут надо с себя, а не с обвинения ближних. Слышать их, а не просто слушать. Полюбить мир. А иначе – бессмысленный бег по кругу, одиночество, эгоизм. Жизнь грустна и всё-таки даёт надежду. Закрытость души мешает любви, основе жизни. Театр учит нас бесстрашию – распахнуть душу, преодолеть страх тупика, приобретения опыта тяжёлой ценой, страх перед будущим. Эта мысль стала для меня главной при постановке пьесы.
Режиссёрское прочтение материала оказалось значительнее и глубже, нежели сама пьеса, написанная Н. Колядой более двадцати лет назад. То, что не удалось в полной мере высказать в ту пору ещё неопытному драматургу, приобрело в спектакле молодого режиссёра чеканную форму убеждения. Цепь внешне не связанных между собой эпизодов превратилась в исповедь поколения, оглушённого перестройкой (время действия несколько сдвинуто режиссёром). Косноязычное, истерически взвинченное, живущее минутой, оно испепеляет вокруг себя всё, в том числе и свою жизнь. Ни малейшего намёка на какую-то обустроенность, минимальный быт – лишь грохот и лязг проносящихся мимо поездов и осатанелая ругань находящихся рядом.
Режиссёр одинаково свободно владеет как методом психологического театра, так и современным сленгом клипа с его дёргающимся метанием, якобы выражающим противоречивую сложность внутреннего мира героев, а на самом деле обличающим одномерную плоскость одичалых душ. В этом смысле характерно сопоставление двух пар персонажей: женщины и мужчины, прогуливающих своих пуделей (Мария Вавилонская и Тимофей Розуменко), и Алевтины и Петра (Ольга Попова и Дмитрий Стрельцов). Если первая пара вызывает к себе добродушное ироническое отношение наивной попыткой «утеплить» жизнь любовью к домашнему питомцу, то вторая пара заставляет зрителей всмотреться в себя, видя в их несуразной, никак не складывающейся жизни собственные попытки найти себя, зацепиться за что-то более прочное, нежели ежедневные попытки поймать крохи счастья, которое, ведь, есть на свете?..
В вызывающей яркости формы спектакля дмитровцев ощущалась тревога и боль современного человека, не довольствующегося материальным прибежищем, но (выражаясь высоким стилем) взыскующего гармонии – жизни осмысленной и достойной.