Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 июля 2023 г.
Литература Юбилей

Исповедовался людям

К 95-летию со дня рождения Андрея Дементьева

12 июля 2023
Лауреат Государственной премии СССР А.Д. Дементьев (1928–2018) / Владимир Савостьянов / ИТАР-ТАСС

Андрей Дементьев не только сам сохранял удивительную молодость практически до последних дней, но и стихи его никогда не теряли молодой энергии, азарта, жизнеутверждающей пассионарности. Не случайно одна из его поэтических книг называлась любимым дементьевским словом – «Азарт», а другая – «Виражи времени» – передавала рисковый неуёмный характер автора.

Вспоминается автобиографическое стихотворение поэта, посвящённое послевоенной учёбе в Литературном институте, который, кстати, в этом году также отмечает серьёзный юбилей – 90-летие со дня основания. В стихотворении не только передана атмосфера той эпохи и прославленного учебного заведения, но и показаны дерзкие надежды будущих классиков русской литературы второй половины ХХ века. Надо сказать, сбывшиеся надежды, хотя и с привкусом горечи о несправедливой оценке «героического времени» на суде Истории, состряпанном на скорую руку самозваными прокурорами-обличителями.

В актовом зале Литинститута

Мы сдаём экзамены на самих себя.

Винокуров Женя, как юный Будда,

В кресле притих, листки теребя.


Здесь вся будущая литература –

Трифонов, Друнина, Соколов…

Смотрят классики то светло, то хмуро

На тех, кто их потеснить готов.


Мы получим с годами свои литпремии

За книги, за искренность и войну.

И останемся в том героическом времени,

Которое нам поставят в вину.


Упомянутый в стихотворении Евгений Винокуров напишет однажды, отвечая на вопрос Ницше: «У злых нет песен. А почему же у русских есть песни?» – «Да, у русских есть песни, есть великая поэзия. Почему? Потому что они добры. Только из глубин ДОБРОТЫ рождается песня, поэзия. Злоба – бесплодна. Доброта – источник поэзии». Эти слова поэта-фронтовика могли бы стать эпиграфом ко всему творчеству Андрея Дементьева, в том числе и к его песням, которые звучат по всей России в её светлые и печальные дни. Лирические песни Дементьева, песни о войне, песни-баллады, посвящённые Пушкину, Есенину, соединяют людей в единой судьбе, истории, культуре.

Доброта не только источник поэзии, но также источник света в его стихах. Может быть, именно поэтому так тянутся к его поэтическому слову многочисленные поклонники, а его известности завидовали знаменитые поэты-«шестидесятники», которых он уже в новом веке значительно обошёл по популярности, по тиражам и количеству издаваемых и раскупаемых стихотворных сборников. Звонивший и писавший мне из Америки Евгений Евтушенко, составляя свою многотомную антологию русской поэзии, удивлялся феномену известности, я бы даже сказал народности, народного признания Дементьева. На Кавказе он, безусловно, носил бы звание народного поэта.

Для меня, представителя иного, послевоенного поколения, Андрей Дмитриевич и в многолетнем личном общении, и в дружеском участии в моей литературной судьбе, и, конечно же, в его стремительных, словно летящих вместе с его звонким юношеским голосом куда-то ввысь стихах был человеком, которого можно определить эпитетом «солнечный»… Так называли когда-то гениального Олега Попова – «солнечный клоун». Но если грустный Олег Попов в знаменитом цирковом номере собирает солнечный свет в свою котомку и уносит вместе с собой, то «солнечный» поэт наоборот – приносит в мир и щедро раздаёт, дарит людям свет, яркие солнечные краски, утверждая на земле круговую поруку добра и любви... Потому что сам он счастливый, солнечный человек, и люди чувствуют это, тянутся от сумеречности быта к этой солнечности, от которой «древо жизни вечно зеленеет», говоря словами Гёте.

Кажется, он и пришёл в русскую литературу, словно восполняя существенный пробел в нашей национальной культуре, где так не хватает философии оптимизма, философии счастья, словно бы получив пушкинское поручение напоминать его императив: «Ты, солнце святое, гори!», ибо –

Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!


«Ложная мудрость» постоянно допекала Дементьева упрёками в том, что он как раз считал главным в своём творчестве, – «Душа к высокой простоте стремится». Можно говорить о моральных императивах в поэзии и жизненной философии Дементьева, которые кому-то кажутся упрощённо декларативными, когда он неотступно повторяет свои знаменитые, ставшие крылатыми и принятые народной этикой сентенции: «Я ненавижу в людях ложь», «Учителей своих не забывайте», «Отцы, не оставляйте сыновей!», «Не допускайте пошлость в душу. Она – для света и любви…», «Никогда ни о чём не жалейте вдогонку…».

Высоколобым лжемудрецам, быть может, незнакомы слова Льва Толстого о том, что «величайшие истины – самые простые». И разве не столь же просты и примитивны с их интеллектуальной колокольни слова Конфуция «Делай другим то, чего ты желаешь себе» или слова апостола: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук. 6:31) либо десять заповедей с их несравненной простотой, звучащие и запоминающиеся, словно строки поэзии: «Не сотвори себе кумира», «Чти отца твоего и мать», «Не убий», «Не укради»… Разве нет в этом глубинного созвучия с поэтическими предупреждениями Дементьева, которые человечество долгим опытом вырабатывало с древних времён, начиная с создания определённых табу и правил, задача которых уже тогда заключалась в том, чтобы сохранять и оберегать родовую жизнь от разрушительного распада… Собственно, и сама культура есть не что иное, как система ценностей, система табу, прорастающая в народную культуру и этику, в которой издавна считалось грехом быть охальником, сквернословом, растлителем, обижать сироту, вдовицу, убогого, нищего…

Но «солнечный» – вовсе не значит: безоблачный, беспечальный, не знающий горя, не переживающий вместе со своим народом исторические драмы и катаклизмы. Поэзия Андрея Дементьева, принадлежащего к поколению «подранков», детей войны, в сущности, исторична, памятлива, сострадательна, даже в лирике и в песенном жанре она всегда с привкусом горечи и той мудрости, в которой, по слову Екклесиаста, «много печали». Читатели так доверчиво отзываются на поэзию Андрея Дементьева, потому что он отзывается на их судьбы, чаяния, на их радости и печали:

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло!

Ведь всё порушить может смерть…

И запоздалая вина

Потом терзает наши души.

Всего-то надо научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.


Может быть, Андрей Дементьев в нашей литературе единственный в своём роде самый диалогичный поэт, всё творчество которого есть открытый доверительный разговор с читателем, с природой, с друзьями и недругами, с любимой женщиной, с историей, с Родиной, с эпохой, с Богом:

Исповедовался людям,

С кем под небом жил одним.

Верю я лишь этим судьям.

И подсуден только им.


В этом признании чувствуется родство его Музы с подлинно народной лирой Некрасова, не случайно оба они были волжане, откуда в них общая болевая и корневая связь с Россией. И Дементьев мог бы сказать о себе словами великого поэта: «О Волга!.. колыбель моя, / Любил ли кто тебя, как я?», откликаясь на них собственными строчками: «А я без Волги просто не могу…» О великой русской реке, похожей на разворачивающийся бесконечный летописный свиток, хранящий память о поколениях наших предков, Дементьев находит свои сокровенные слова, раскрывая, откуда черпает силу его поэзия:

Как будто бы расслабленная ленью,

Течёт река без шума, без волны.

Но я-то знаю, сколько в ней волненья

И сколько сил в глубинах тишины.


Андрей Дементьев сегодня самый издаваемый и читаемый современный поэт. Народным признанием он словно оспаривает справедливую мысль П. Вяземского о том, что «книга хороша, пока листы её отзываются свежестью и сыростью бумаги, только что вышедшей из-под печатного станка. Успеет она высохнуть, книга уже откладывается в сторону». Верные поклонники поэзии Дементьева доказывают обратное. Поэт даже, с долей удивления и с доброй улыбкой вспоминая пушкинские строки, свидетельствует: «Стихи мои читает в интернете Младое племя…» В Твери, на родине Дементьева, на берегу Волги, поставлен памятник поэту, который с полным правом сказал о себе:

И России благодарен,

Что в цене мои слова.

Что они не облетают,

Как пожухлая листва.


_________________________________________________________________________________

ВАС БЕСПОКОИТ «ЛГ»

В связи с 95-летием со дня рождения Андрея Дементьева мы обратились к вдове поэта. Анна Пугач-Дементьева рассказала «ЛГ»:

– Главным событием станет «Дементьев-фест» с гала-концертом. Фестиваль пройдёт в Твери 14–16 июля. В настоящее время продолжается организация Всероссийского слёта молодых поэтов «Зелёный листок» (совместно с Домом поэзии Андрея Дементьева). На участие в нём подано более 300 заявок; среди тех, кто прислал свои стихи, много сильных авторов. К настоящему времени многое сделано для сохранения памяти известного поэта, почётного гражданина города Твери и Тверской области Андрея Дементьева. Его именем назван пассажирский самолёт Airbus A350, который сейчас летает на Дальний Восток. Мы подружились с экипажем и делаем бортовую библиотеку. Мемориальная доска Андрею Дементьеву установлена в Ессентуках, на здании бывшего санатория «Светлый», где поэтом были написаны знаменитые строки «Алексей, Алёшенька, сынок…», ставшие песней (композитор – Евгений Мартынов). Программа, посвящённая 95-летию со дня рождения поэта, прошла в кисловодском музее «Дача Шаляпина». Имя Андрея Дементьева присвоили Дому культуры в Пятигорске. Впереди большой концерт к 95-летию Андрея Дементьева в Кремлёвском дворце (в ноябре) и много других мероприятий.

Тэги: Эпохи и лица
Обсудить в группе Telegram

Геннадий Красников

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Загадка Александра Аронова

    23.08.2024
  • Ахмацвет

    02.06.2024
  • Магистраль Гейдара Алиева

    22.05.2024
  • Оттепель в отделе критики

    15.03.2024
  • Вторая речка

    31.10.2023
  • «Атомный» гений из Петербурга

  • Испытание веком

  • Когда я буду в будущем и прошлом…

  • Поп-художник, архитектор и хулиган

  • Герой «ленкомовского времени»

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS