Татьяна Конопацкая – человек в Лунинце известный. Не только потому, что построила здесь частную фабрику, когда-то руководила этим районом, а потом осталась жить в райцентре. Она была журналистом и главредом «Лунінецкіх навін», а сравнительно недавно Татьяну Васильевну приняли в Союз писателей Беларуси. Но и это не главное. Сегодняшний гость «ЛГ» – неравнодушный собиратель исторической памяти о родном крае, организатор многих литературно-краеведческих традиций, настоящий энтузиаст исторического поиска.
– Татьяна Васильевна, что для вас краеведение?
– Известное есенинское утверждение «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье» можно спроецировать не только на пространство, но и на время. После учёбы в БГУ я работала в кобринском музее Александра Васильевича Суворова – месте, потрясающем богатством фондов и своими увлечёнными сотрудниками. И не могла не задуматься: «Здесь столько примеров для гордости! А что мне сказать о своей малой родине?»
В 30 лет вернулась домой, чтобы что-то узнать и другим рассказать. В основе жизни – любовь. Однажды захотелось проявить её к месту, где ты родился, – вот и становишься краеведом. Чем можешь отблагодарить малую родину? Знанием её прошлого, добросовестным трудом в настоящем, бескорыстным служением для будущего.
– Лунинецкий край – богатое на культуру пространство. Кто наиболее яркие представители его исторической науки?
– Обычно называли триаду исследователей послевоенного времени. Ряд статей, преимущественно о личностях и событиях Октябрьской революции, написал Георгий Вайндрах, преподававший историю в лунинецких школах. Об Александре Блоке, в Первую мировую войну служившем в нашем краю, упоминали многие, но только Николай Калинкович написал об этом книгу. Именно ему лунинчане обязаны углублением знаний о Великой Отечественной войне, за очерки о Героях Советского Союза, похороненных в Лунинце. В трудах двух этих учёных в основном и отражена обзорная картина истории края. Детализировал же её настоящий «лунинцевед» Лев Колосов. Он, в свою очередь, назвал лунинецким «краеведом номер один» Василия Негатина, который стал жителем Полесья ещё в конце Х1Х века. Его дневники за 1917–1918, 1939– 1940 и 1943–1944 гг., а также несколько послевоенных тетрадей сохранили внучки и познакомили меня с ними в 2014 году.
Исследователей, которые сейчас работают в архивах, ждёт ещё больше краеведческих открытий. А мне бы успеть записать побольше воспоминаний хранителей противоречивого прошлого.
– Вы много занимаетесь организаторской деятельностью в области исторического просвещения в Лунинецком районе. Каких решений, каких практик в разных сферах жизни вам не хватает в этом плане?
– Счастливым было последнее десятилетие ХХ века, когда краеведческие дела организовывали с помощью органов районной власти. Издана книга «Память. Лунинецкий район» (1995). На её представлении в присутствии губернатора Брестчины и уже нового руководителя районной «вертикали» я предложила создать гербы Лунинца и Микашевичей. Это осуществилось в 1998 году благодаря Геральдической комиссии. Тогда же были приняты решения райисполкома о проведении ряда литературных встреч.
Счастливой оказалась и следующая «пятилетка», когда я поняла, что воплощать в жизнь краеведческие идеи необходимо самим краеведам. Поддержку оказали и оказывают предприятия, в первую очередь «стальных магистралей», ведь Лунинец, по сути, рождён железной дорогой. Статус города, объединив село и посад, он получил ровно 100 лет назад...
Счастлива и ныне, когда осознала, что «знания овладеют массами», если их будут озвучивать дети. Единомышленниками в этом плане стали четыре лунинецкие школы, гимназия и два колледжа, с которыми проводим и общерайонные программы, и отдельные – в каждом учреждении образования.
С радостью отмечаю, что на протяжении трёх десятков лет проводятся дни памяти Александра Блока и Николая Калинковича, программа «Лунинецкие Коласавины», 15 лет проходит конференция «Лунинецкая память». Стараюсь чем могу отметить юных знатоков истории края, в любой программе проводя викторины и конкурсы. Активно взаимодействую с местным духовенством. С настоятелем прихода храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» с 2015 года организовываем конкурс сочинений «Семейная реликвия». Так открывается ещё один пласт местной истории – с удивительными воспоминаниями (их можно назвать духовными реликвиями), с настоящими раритетами – книги, иконы, фотографии, награды, предметы интерьера.
– Различные исследовательские открытия, поисковые находки всегда интересны на местах, конкретным людям. Но стоит ли рассчитывать на то, что о Лунинце будут читать, например, в Кореличах или Новогрудке?
– Долгое время считала, что раз я – «лунинецкая лягушка», значит, и надлежит хвалить только «лунинецкое болото». И не было дела до других мест и людей. Однако, вникая в лунинецкую историю, открываешь новые адреса и личности. И не только полесских соседей. В 1928 году учитель Николай Анцукевич в Лунинце перевёл «Слово о полку Игореве». В ХХ1 веке разыскала в Вильнюсе его сына. Оказалось, доктор социальных наук Олег Анцукевич – из числа лунинчан, которыми можно гордиться. С Олегом Николаевичем посетили малую родину его предков – город Ельск Гомельской области, открыли хозяевам имя их земляка. Начали проводить Анцукевичские чтения в нашей гимназии – она расположена в микрорайоне Залесье, где находилась и русская реальная гимназия. Здесь работал Николай Петрович, а затем вынужден был искать другое место – польские власти закрыли русскую школу в 1929-м.
Или другой пример. Узнали, что на Брянщине проводится фестиваль «На земле Бояна», которого считают автором «Слова.». Обратились с предложением установить белорусско-российские связи. Пандемия помешала, но верим, что осуществим задуманное. Ведь фестиваль проводится в Трубчевске, а это – родина семьи Негатиных, внёсших существенный вклад в историю нашего края.
У нас Союзное государство, но между Лунинцем и каким-либо городом России особо тесной связи нет. Обратилась в этой связи к нашему земляку – контр-адмиралу в Калининграде. Он дал карту области: «Выбирайте». Конечно, глянулся город с названием Полесск. 13 мая 2004 года приехал глава администрации – подписали соглашение с райисполкомом.
В 2019 году установила, что лётчик-штурмовик Герой Советского Союза Николай Давыдов (1921–1949), который погиб уже в мирное время и похоронен в Лунинце, воевал в боях за город Лабиау – нынешний Полесск. Наше побратимство воистину освящено подвигами Великой Отечественной войны. Поэтому признание Лунинца в упомянутых Кореличах или Новогрудке – дело времени..
Знаете, нет ничего случайного. Павел Сухой был в Лунинце учителем математики. У нас установлен памятник авиаконструктору – лучший в Беларуси! Приезжайте и удостоверьтесь. Хотя казалось бы: где Лунинец и где – Байконур? А радиосвязь с Гагариным на корабле «Восток»?! Её устанавливал соратник Королёва – выпускник одной из лунинецких школ.
– Краеведение – область идеологической работы или часть исторического воспитания общества?
– И то и другое. Историческая память – фундамент государства. Наше настоящее, преемственность поколений – его стены, а крыша – это будущее. Устрани хоть один элемент – и каким слабым станет строение!
Разве можно, продолжая ошибки советского времени, или выбрасывать из истории целые пласты нашей жизни, или менять «минусы» на «плюсы» и наоборот? Это касается и власти Польши в Западной Беларуси (1921–1939 гг.). Подобные ошибки в своих целях использует наш идеологический противник.
Но историческая справедливость восторжествовала – у нас установлен праздник 17 сентября, который не позволит менять оценки истории, в том числе это касается и периода Великой Отечественной войны. Хотя события прошлогоднего августа показали, как много в нашем обществе тех, кто хотел бы это сделать. Упущено поколение родителей – надо спасать детей. Надеюсь, что объективный исторический взгляд будет отражён в учебниках, за которые сейчас просто стыдно, как говорят учителя, работающие с советских времён.
– Ваше пожелание молодым людям, которые становятся на стезю добросовестного изучения родного края?
– Хочется, чтобы юные лунинчане разделили мои добрые чувства по отношению к скромной истории полесского городка. Восхищаюсь молодёжью ХХ1 века, юношами и девушками, которые в том числе занимаются и краеведением. В их возрасте я была далека и от истории, и от интереса к своему городу. Мне нечего желать – могу только благодарить. И детей, и их родителей (увы, редко), и, главное, педагогов. Вечные ценности, включая Великую Победу, защитит только учитель. Он воспитает ученика, который не будет давать оценки прошлому с позиций стремительно меняющегося настоящего. Который не предаст памяти национального угнетения предков, поспешив оформить «карту поляка», не позволит осквернить славу освободителей Европы от коричневой чумы. Который чётко будет различать, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Алесь Карлюкевич