Судьба Государственного исторического музея, чьё 125-летие отмечается 27 мая, поистине уникальна, исполнена явных и подспудных смыслов, великих державных символов.
Возведение всемирно знаменитого роскошного здания на Красной площади было запланировано ещё в период царствования Александра II. Как повествует историко-официальная справка: в 1872 году «февраля 9 последовало Высочайшее Соизволение на устройство в Москве Музея с присвоением ему Августейшего Имени Государя Наследника Цесаревича Великого Князя Александра Александровича. Решение создать в Москве Музей, который бы служил наглядной историею главных эпох Русского Государства, возникло в Севастопольском Отделе Московской Политехнической Выставки по идее графа Алексея Сергеевича Уварова».
Как видим, не кто иной, как известнейший поборник русской христианской монархии, автор формулы-триады «Православие–Самодержавие–Народность», выступил первым инициатором создания главной музейно-исторической сокровищницы страны. Перечислять же выдающихся историков и художников, государственных и общественных деятелей, меценатов и доброхотов, имена которых вписаны в летопись этого величественного национального достояния, можно очень долго.
Весьма символично и то, что Царь-Освободитель, присвоив музею имя наследника, как бы даровал, прозорливо вверил цесаревичу то, чему сам порадоваться, увы, не смог. Великолепное, идеально гармонирующее с кремлёвским архитектурным ансамблем здание было построено в 1881 году, и в том же году (1 марта по старому стилю) Александра II разорвало бомбой народовольца Игнатия Гриневицкого. Сын российского императора, фактически унаследовав престол, не стал торопиться с открытием «своего» музея, приурочив это торжественное событие к собственной, как теперь говорят, «инаугурации».
Коронация Александра III состоялась 27 мая 1883 года в Успенском соборе Кремля. Отечественные и зарубежные историки до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно причины задержки «официального вступления» Александра Александровича «в должность». Кто-то говорит, что молодой самодержец соблюдал двухгодичный траур в связи с безвременной кончиной отца, кто-то злорадно намекает на якобы природную трусость предпоследнего русского царя: прятался, мол, от террористов в Гатчине, долгое время даже и не помышляя о сколько-нибудь длительных путешествиях.
Как бы там ни было, в меру пристрастная «хроника» нам сообщает: «Мая 27 Музей осчастливлен Всемилостивейшим Посещением Их Императорских Величеств. С этого дня открыт Музей и для публики». К тому времени он уже именовался «Императорским Российским Историческим Музеем». И под таким названием просуществовал, разумеется, до 1917 года.
«Наглядной историею главных эпох Русского Государства» он в высшей степени исправно служил все 125 лет своего существования и из всех государственных музеев Российской империи – СССР – Российской Федерации был «самым государственным». Традиционно отдавая экспозиционную дань глубокой старине (от позднего палеолита до Смутных дней), героическим деяниям и повседневному быту наших предков, Исторический музей жил в разные эпохи, как водится у нас, различной отчасти, соответствующей каждой из эпох жизнью. Неудивительно, что в годы грандиозных советских строек посетители видели там выставки, посвящённые строительству Днепрогэса и БАМа, в страшные годины Великой Отечественной войны тематика экспозиций изобиловала характерными названиями: «Антифашистская», «Суворовская», «700 лет Ледового побоища», «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», «Партизаны Белоруссии».
И ныне работники музея стараются поспевать за стремительно меняющейся реальностью. Поразительное многообразие древних оригинальных экспонатов в нём удачно сочетается с последними достижениями постиндустриальной эры – интернетизацией, мультимедийными технологиями и т.п.
В день 125-летия на Красной площади пройдут торжественная церемония и открытие выставки «Историческое пространство Исторического музея», то есть музей расскажет о себе самом.
И он это, безусловно, заслужил. С большим юбилеем его! Многая ему лета!