Армяне вписали множество славных и достойных страниц в летопись российской столицы. Давайте перелистаем некоторые из них. Посмотрим, какой армянский след остался на московской земле.
У Спасской башни Кремля стоит собор Василия Блаженного. Он считается шедевром русской архитектуры, одним из символов России. Храм представляет собой девять объединённых в единую композицию церквей плюс пристроенную позднее часовню. Собор Василия Блаженного был открыт в 1561 году. Он построен в честь присоединения в 1552 году Казанского царства, что стало поворотным пунктом в истории России. И в этом неоценимую помощь русским оказали армяне. В благодарность за это в середине XVI века царь Иван Грозный, высоко почитавший армян, повелел назвать северо-западную церковь собора Василия Блаженного именем Григория Просветителя Великой Армении (или просто Григория Армянского). Имя первого армянского католикоса Григория Просветителя (Григора Лусаворича), крестившего в 301 году первой в мире Армению, особо почитаемо как Армянской апостольской церковью, так и Русской православной церковью. Так что уже с 1561 года у армян появилось место в Москве, где они могли молиться.
В 1660 году купцы Армянской торговой компании из Новой Джульфы во главе с Захаром Саградовым (Закаром Саградяном) прибыли в Москву, чтобы провести переговоры с царём Алексеем Михайловичем о получении различных льгот и привилегий для торговли с Россией. От имени армянского народа они преподнесли царю удивительный подарок – алмазный трон из сандалового дерева. Трон является творением отца Захара Саградова и его ученика Богдана (Аствацатура) Салтанова, ставшего потом любимцем царя и главным мастером Оружейной палаты Московского Кремля. Алмазный трон отделан в восточном стиле слоновой костью, золотом и серебром. Ныне это чудесное произведение искусства хранится в Оружейной палате и по праву считается одним из самых ценных её экспонатов.
Алмазный трон является памятником многовекового геополитического сотрудничества русских и армян. Армянские купцы провели успешные переговоры с Алексеем Михайловичем и добились желанной цели. В 1667 году между Россией и Армянской торговой компанией из Новой Джульфы был заключён договор о торговле шёлком, драгоценными и полудрагоценными камнями и другими товарами, согласно которому армянским купцам даровались существенные привилегии свободной торговли на водных путях от Астрахани до Архангельска и право транзита через Россию в Западную Европу. Этот договор имел особое значение для развития двусторонних отношений. Договор Алексея Михайловича с могущественной новоджульфинской компанией стал первым русско-армянским официальным документом.
С этого времени, и особенно с момента воцарения его сына Петра I, с большой симпатией относившегося к армянам, приток армян в Москву заметно увеличился. В частности после того, как в 1711 году Петром Великим был издан указ, в котором говорилось: «Армян как возможно приласкать и облегчить в чём пристойно, дабы дать охоту для большего их приезда». Ввиду того что многие армяне поселились в Столповом переулке, в XVIII веке он был переименован в Армянский. Но какого-то одного места компактного проживания армян в Москве не было. Они располагались по всему центру города. Согласно данным переписи населения 1871 года, армянская община Москвы насчитывала более 600 человек. И при этом в XIX веке в Москве было целых три армянских церкви.
В столице существовало два армянских кладбища: Пресненское и Ваганьковское. Более старым было первое. Находилось оно на Большой Грузинской улице, примерно в районе нынешнего дома № 20, и именовалось «Армянское Пресненское кладбище». Здесь в 1746 году была построена первая армянская церковь – Успения Пресвятой Богородицы (Сурб Мариам Аствацацин). Пресненское кладбище и церковь были снесены в 1930 году. Долгое время на этом месте был пустырь, а в 1960-е годы он был застроен жилыми домами.
В 1933 году была снесена и другая большая армянская церковь – Святого Креста (Сурб Хач), построенная в 1779 году на средства Ивана Лазарева. Она находилась в Армянском переулке, во дворе нынешнего дома № 3… А на её фундаменте построили школу. После разрушения двух старейших церквей местом притяжения армян Москвы стала церковь Святого Воскресения (Сурб Арутюн). Она единственная из трёх уцелела и сохранилась до наших дней.
В церкви Святого Воскресения колокольни нет, так как до 1860-х годов колокольный звон в армянских церквях Москвы и Петербурга был запрещён. Под всем зданием церкви, которая фактически стала фамильной усыпальницей Лазаревых, находится склеп с могилами 23 представителей этой достойной семьи. Но в настоящее время он замурован. Необходимо отметить, что семья Лазаревых сыграла очень большую роль в истории армянского национально-освободительного движения в XVIII–XIX веках и присоединении Восточной Армении к России.
Небольшая церковь Святого Воскресения всегда была любима армянами. Но она рассчитана всего на 100 человек и, конечно, по праздникам не могла вместить всех желающих. Ныне, по официальным данным, в Москве проживает около 130 тысяч армян. Но в действительности их гораздо больше. Неофициальные данные свидетельствуют, что их численность доходит до миллиона. Поэтому в 1990-х годах московские армяне решили строить новый храм.
И вот, наконец, 17 сентября 2013 года произошло поистине историческое событие для московских армян. Состоялось торжественное освящение и открытие нового армянского церковного комплекса в Москве, которого все давно и с нетерпением ждали. Новый храм располагается в центре города, на пересечении Олимпийского проспекта и Трифоновской улицы, в спокойном и уютном месте столицы. Рядом находится Екатерининский парк. Комплекс прекрасно и гармонично вписывается в окружающую среду. В нём все соответствует канонам армянской церкви и традициям классической армянской архитектуры, тем не менее архитектор придал собору и всему комплексу современный вид. Храм потрясает красотой и величием, своими размерами он уступает в Москве только храму Христа Спасителя. Это самый высокий в мире армянский храм. А весь комплекс – крупнейший за пределами Армении духовный и культурный армянский центр. В день освящения и открытия католикос Гарегин II объявил название храма. Он называется «Кафедральный собор Преображения Господня» (Сурб Пайцаракерпутюн). Автором проекта всего комплекса является известный архитектор Артак Гулян, а главным конструктором – Ованес Мейроян.
На территории комплекса расположился не только кафедральный собор Преображения Господня, но и церковь Сурб Хач (Святой Крест), московская резиденция католикоса с тронным залом и резиденция главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви, административный, офисный и гостиничный корпуса, выставочный зал и зал для торжественных мероприятий, трапезная, гимназия и библиотека. Строительство церкви велось исключительно на пожертвования прихожан. Архиепископ Езрас отметил, что оно было бы невозможным без помощи благотворителей и меценатов. Причём, что особенно отрадно, это были не только армяне.
Рядом с храмом стоит памятник-родник из коричневого мрамора, над которым возвышаются две скульптуры в виде армянской и русской церквей. Надпись на памятнике гласит: «Родник братской любви». Это сооружение символизирует дружбу армян и русских, духовное единство всех народов. 22 апреля 2015 года, к 100-летию геноцида армян, на храмовой площади был открыт памятник, посвящённый памяти полутора миллионов жертв, а также самый крупный музейный комплекс за пределами Армении.
Художник Сергей Сарумян. «Древний мост» |
Помимо трёх имеющихся церквей и одной, которую предстоит построить, в Москве есть ещё одна армянская часовня, которая находится на 38-м километре Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Это часовня Святого Георгия (Сурб Геворк). Её открытие было приурочено к 850-летию основания Москвы (1997 г.). Материалом для постройки послужил табачный туф, привезённый из Армении. У входа в часовню установлена бронзовая скульптура «Богоматерь с ликом Спасителя в руках», изготовленная скульптором Фридрихом Согояном.
Кроме церквей нельзя не рассказать и про армянские хачкары. Они хорошо известны во всём мире. В переводе с армянского «хачкар» означает «крест-камень». Это древний вид армянских архитектурных памятников, представляющий собой каменную плиту с вырезанным на ней изображением креста. Каждый памятник отличается своим неповторимым узором. На каждом видно какое-либо роскошное каменное кружево, в которое заключён богато орнаментированный крест. Хачкары пронизаны неповторимым армянским духом, что роднит их между собой и делает легко узнаваемыми.
Они как живые свидетели веков впитали в себя историю христианской Армении за 1700 лет. Вся территория исторической Армении издавна была украшена этими шедеврами искусных рук. В наше время армянские хачкары можно встретить в штаб-квартире ООН, в парламентах ряда стран, в некоторых крупнейших музеях мира. В ноябре 2010 года искусство создания хачкаров с формулировкой «Символика и мастерство хачкаров, армянские каменные кресты» было внесено ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества.
Армянскими хачкарами можно полюбоваться и в Москве. Великолепный хачкар XIII века можно увидеть в Свято-Даниловом монастыре, который является резиденцией русского патриарха. Этот хачкар был передан в дар Русской православной церкви католикосом Вазгеном I в 1988 году к 1000-летию Крещения Руси. Кстати, это историческое событие состоялось в 988 году, когда великий князь Владимир женился на византийской царевне Анне, армянке по национальности.
Другой древний армянский хачкар XI–XIII веков находится в экспозиции Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и занимает достойное место в зале № 26 среди европейских шедевров Средних веков. И ещё один старинный хачкар XVII–XVIII века можно увидеть рядом с армянским кафедральным собором Преображения Господня. А у храма Христа Спасителя стоит современный хачкар из оранжевого туфа. Это дар Католикоса Гарегина II к воссозданию в 2000 году главного православного храма России. Хачкар стоит также и на 38-м километре МКАД у часовни Святого Георгия. Это современная копия одного из лучших древних армянских хачкаров.
В Москве есть немало красивых зданий, хозяевами которых в прошлом были известные армяне. Одни роскошные дома, принадлежавшие сыновьям богатейшего нефтепромышленника и легендарного благотворителя Александра Манташева, чего стоят. Леону принадлежали дома на Скаковой улице, 3 и улице Воздвиженке, 16, Иосифу – на нынешнем Ленинградском проспекте, 21, а вилла «Чёрный лебедь» в Петровском парке принадлежала им обоим. Много в Москве и прекрасных архитектурных сооружений, созданных талантливыми армянскими зодчими. Естественно, что перечислить всё просто невозможно. Назову лишь одно здание. Украшением Садового кольца Москвы является дом князя Сергея Щербатова на Новинском бульваре, 11, построенный по проекту знаменитого архитектора Александра Таманяна в 1911–1913 годах. На архитектурной выставке 1913 года это здание было удостоено золотой медали и первой премии конкурса городской управы «Лучшее здание Москвы».
Гордостью Москвы в прошлом были такие знаменитые армянские семейства, как Лазаревы (Егиазаряны), Абамелики (Абамеликяны), Деляновы (Делакьяны), Арапетовы (Айрапетяны), Хастатовы (Хастатяны), Сумбатовы (Смбатяны), Мирзахановы (Мирхазаняны), Калустовы (Галустяны), Шериманы (Шахриманяны), а позже к ним добавилось ещё несколько фамилий, также оставивших яркий след в истории Москвы. Это Джамгаровы (Джамгаряны) – Джамгаровский парк и расположенный здесь Джамгаровский пруд, банкирский дом «Братья Джамгаровы», основанный в 1874 году на Кузнецком мосту; Манташевы (Манташьянцы) – нефтепромышленное и торговое акционерное общество «А.И. Манташев и Ко», основанное в 1899 году; Лианозовы (Лианосяны) – Лианозовский район Москвы, Лианозовский проезд; Анановы (Ананяны) – Анановский, ныне Ананьевский переулок.
А сколько ещё различных театров, которые носят славные армянские имена, и сколько других известных армянских заведений разбросано по всей Москве! К примеру, павильон «Армения» на ВДНХ, кинотеатр «Ереван» (который ждёт реконструкция) на Дмитровском шоссе, многофункциональный торгово-развлекательный центр «Ереван Плаза» на Тульской улице или магазин «Армения» на Тверской улице. В 1934–1994 годах в центре Москве существовала улица Вахтангова, названная так в честь выдающегося актёра и режиссёра Евгения Вахтангова, создавшего здесь в 1913 году театральную студию, ставшую в 1926 году Театром имени Вахтангова. Сейчас улице вернули её старое название – Большой Николопесковский переулок. Но там установили памятник Евгению Вахтангову. А рядом, на Арбате, находится один из самых знаменитых московских театров, носящий имя Вахтангова. Всего, к сожалению, не перечислить.
Автором слов официального гимна Москвы «Моя Москва» является Сергей Агранян в соавторстве с Марком Лисянским. Это его знаменитые слова «дорогая моя столица, золотая моя Москва» на музыку Исаака Дунаевского стали символом столицы России. Но у Москвы есть и неофициальный гимн. Это песня, написанная о Москве, – «Лучший город Земли». И она тоже принадлежит армянину – выдающемуся композитору Арно Бабаджаняну. В его честь в 2008 году на доме № 13 в Газетном переулке, где он жил, была установлена мемориальная доска. А жил он рядом с Кремлём, по соседству со своим учителем – великим композитором Арамом Хачатуряном, которому в 2006 году в Брюсовом переулке у дома № 8/10 был открыт памятник, созданный скульптором Георгием Франгуляном.
В Москве есть ещё большое количество мемориальных досок и памятников, посвящённых знаменитым армянам. В 1997 году, к 850-летию Москвы, Армения подарила столице России красивый памятник «Единый крест». Он установлен в уютном сквере у площади Никитские Ворота рядом с русским храмом Вознесения Господня, где венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. На камне высечены слова: «Благословенна в веках дружба народов России и Армении». На скульптуре из белого камня Фридриха и Ваге Согоянов изображены две обнявшиеся девушки, армянка и русская, держащие крест. Женские фигуры олицетворяют собой Армению и Россию, а крест – символ общей христианской веры, скрепляющий их дружбу. Так что, как видим, армяно-русская дружба уходит корнями в глубь веков. И в этом во многом заслуга армян Москвы, которые сыграли значительную роль в истории как Москвы, так и всей России и оставили свой яркий и незабываемый след.
Александр ЕРКАНЯН
При подготовке посвящённого армянам Москвы выпуска «Страны Наири» мы оказались в затруднительном положении в том смысле, что одно только перечисление наших известных соотечественников заняло бы все четыре полосы приложения. И посему, склоняя голову перед заслугами Армена Джигарханяна, Никиты Симоняна, Карена Шахназарова, Артура Чилингаровa, Абела Аганбегяна, Николая Никогосяна, Рубена Дишдишяна и сотен других, решили представить не столь известные имена.