Карабахские хроники. – Изд-во «Лингвист», 2010. – 512 с.: ил. – Тир. н/об.
На глобусе Карабах смотрится небольшим пятнышком, но это нервное сплетение войн и завоеваний, созидания и разорения, труда и горя, высоких помыслов и низменных страстей настолько концентрированное, что редко где такое найдёшь. Борис Баратов совершил в некотором смысле подвиг, с любовью рассказав о Карабахе в огромном, великолепно иллюстрированном фолианте. Большую часть тома составляют описания местностей, пейзажей и населённых пунктов, архитектурных достопримечательностей и археологических артефактов.
Из сказанного не следует, что книга «безлюдна», напротив – перед нами проходят тысячи лиц. И, несмотря на свой научный характер, книга отнюдь не бесстрастна, напротив, она наполнена болью и состраданием. Вместе с тем автор не впадает в слащавость и не приукрашивает своих земляков. Вот его рассказ о встрече с американским армянином-миллионером Левоном Айрапетяном, по зову сердца приехавшим после войны (окончившейся, напомним, в 1994 году) в разорённый Карабах помочь соплеменникам. По их просьбе – дай нам не милостыню, а работу! – он построил деревообрабатывающий завод. А его быстренько разворовали, растащили, как в песне – по камушку, по кирпичику… К чести Левона Айрапетяна, он не махнул рукой, а восстановил предприятие. Когда насели чиновники-вымогатели, завод всё-таки пришлось закрыть, но и после этого он не уехал, а начал строить отели.
Настрой книги оптимистичен. Автор, его герои и мы с ними верим, что жизнь наладится и в Карабах придёт процветание, как не раз бывало в его долгой истории. Конечно, Борис Баратов много говорит об отношениях с Азербайджаном и с азербайджанцами, но мы уклонимся от каких-либо суждений по этой части хроник. И не из осторожности, а имея в виду, что, то возобновляясь, то прерываясь, при посредничестве России идут непростые переговоры Карабаха, Армении и Азербайджана, и есть опасность неосторожным словом им повредить.
Другое дело – суждения автора о прошлом, особенно когда он затрагивает проблемы русско-армянских отношений. И здесь не всегда можно согласиться с Борисом Баратовым, утверждающим, что русский царизм и турецкий султанизм были молотом и наковальней, между которыми находилась Армения. Нет уж, позвольте! После того как в 1813 году «карабахские армяне добровольно вошли в состав Российской империи» (кавычу слова сознательно – я взял их из книги), о каком-то их национальном угнетении говорить не приходится. Как бы ни подтасовывались факты, преувеличивая негативные черты той эпохи (например, когда Борис Баратов говорит о насильственной русификации при Николае II), но именно Россия спасла армян от гибели и сохранила их национальный очаг. И хотя я не склонен идеализировать времена СССР, но меня покоробили слова автора о «кромешной тьме советской эпохи». К слову, в этой «тьме» Армянская ССР стала первой во всём Союзе республикой сплошной электрификации.
И ещё об одном лукавстве автора нельзя не упомянуть – о его трактовке событий времён Гражданской войны. «Большевики насильственно присоединили Карабах к Азербайджану», – пишет он, и в его контексте большевики представляются некоей внеармянской и антиармянской силой. Но в Гражданской войне раскололись все нации, и армяне в том числе. Тут же рядом автор приводит слова Солженицына о том, что в те годы мечтаний о мировой революции «считалось неважным, где границы проводить – ещё немножко, и все нации сольются в одну». Но судить тех «мечтателей» по меркам нашего времени – это всё равно, что нам теперь, таким умным, смеяться над глупым Колумбом, который, подплывая к Америке, думал, что это Индия.