Лжегерои русского флота. – М.: Вече, 2010. – 432 с.: ил. – (Морская летопись). – 3000 экз.
Во что превращаются реальные исторические события после того, как над ними «потрудятся» кинематограф, писатели, историки разной ориентации? Миллионы людей во всём мире с восторгом смотрели фильм «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна. Он стал одной из знаковых лент эпохи немого кино, образцовым примером работы режиссёра-новатора. Его классические эпизоды не утратили эмоциональной силы воздействия и по сей день – вспомните знаменитые и пронзительные сцены: коляска, катящаяся по одесской лестнице; расстрел матросов…
Но остаться просто золотой киноклассикой «Броненосец Потёмкин» не мог – ведь в нём была революционная идея, отношение к которой и по сей день далеко от бесстрастного. Само появление книги Владимира Шигина служит тому доказательством.
Знаем ли мы, что в действительности предшествовало восстанию на броненосце и как оно происходило на самом деле? Классическая версия этих событий, о которой в советское время вещали многочисленные книги и даже учебники, акцентирует внимание на тухлом мясе, которым собирались кормить команду, и злодейском убийстве офицерами революционного матроса Вакуленчука: «Командование корабля постоянно и вполне осознанно измывалось над своими матросами. Особенно тяжело пришлось матросам во время учебного плавания к Тендеровской косе. Чашу терпения голодной и замордованной команды переполнила весть о том, что их будут кормить на обед борщом из червивого мяса... Чтобы не доводить дело до крайнего обострения, наиболее сознательные матросы-большевики во главе с Григорием Вакуленчуком выходят из строя и говорят, что согласны есть борщ. Они считают, что время восстания на броненосце ещё не пришло и его надо устроить на всём флоте одновременно, причём несколько позднее. За матросами-большевиками соглашаются есть борщ и остальные. Инцидент, кажется, исчерпан, но командир корабля внезапно для всех решает жестоко покарать не желавших обедать матросов. Он приказывает отделить часть команды для публичного массового расстрела здесь же, на палубе. Матрос Вакуленчук пытается предотвратить расправу, но разъярённый старший офицер смертельно ранит матроса из револьвера».
По словам Владимира Шигина, эту историю трудно подтвердить официальными документами – в архиве ВМФ отсутствуют следственные материалы о восстании на «Потёмкине». Кто и когда изъял материалы расследования «потёмкинского дела» – до сих пор неизвестно.
Романтизирование образа «Потёмкина» началось в 1905 году, когда газета «Пролетарий» присвоила ему поэтичный титул корабля-скитальца. Помимо одноимённого фильма существовала и «народно-героическая» опера «Броненосец «Потёмкин»». В 1926 г. появилась поэма «Морской мятеж» Бориса Пастернака…
В чём же причина такой популярности по сути неудачной попытки бунта? «Идёт время, меняются политические системы и политические карты, но каждая новая власть старается приспособить далёкие события на «Потёмкине» под свои интересы. В советское время шла историческая большевизация участников мятежа… Нынче предприимчивее всех оказались украинские политики, которые внезапно для всего цивилизованного человечества объявили, что мятеж на «Потёмкине» был вовсе не революционным восстанием, а первым демаршем украинских самостийщиков против российских оккупантов и образцом создания первой в истории мира плавучей казацкой республики!» На самом деле экипаж броненосца был интернациональным.
Издание показывает, что тема переписывания истории, точнее её отдельных значимых эпизодов, по-прежнему актуальна в современной России. Очевидна пропасть между узкоспециализированными научными монографиями, основанными на фактах, и массовой нон-фикшн литературой, которая при каждом изменении политического курса приобретает ту или иную интерпретацию. Трудно сосчитать количество версий мятежа на «Потёмкине», возникших за минувшее столетие. Можно с уверенностью сказать, что мы ещё не раз столкнёмся с новыми представлениями о первых этапах революционной борьбы в России, которые так или иначе будут «переписаны» в очередных псевдонаучных трактатах, романах и пьесах.