Введение в литературу формальных ограничений. Литература формы и игры от античности до наших дней. – Самара, Издательский Дом «Бахрах-М», 2009. – 560 с.
Поверять алгеброй гармонию, как известно, занятие бесперспективное, но даже из этого сурового правила есть исключения. Одному из них, а именно литературе, основанной на строгих формальных правилах и поддающейся описанию при помощи математических методов, и посвящён этот внушительный труд. В предисловии автор отмечает, что такую литературу, конечно, можно назвать экспериментальной, но при этом следует помнить, что длятся подобные эксперименты не первую тысячу лет. «Говоря в широком смысле о произведениях, основанных на формальных ограничениях, мы можем вспомнить и поэмы Гомера, и «Георгики Вергилия», и «Божественную комедию» Данте, всю написанную одной жёсткой поэтической формой – терциной – и имеющую в основе чёткое трёхступенчатое деление, от крупного: «Ад», «Чистилище», «Рай» – до самого мелкого внутри отдельных частей…» Среди тех, кто в своём творчестве следовал формальным правилам, – античные поэты Симмий Родосский и Ликофон Халдийский, основатель испанской литературы, поэт и мистик Рамон Луллий, классики позднейших времён Франсуа Рабле, Джонатан Свифт, Льюис Кэрролл, русские авторы «курьёзных виршей» Иван Величковский и Симеон Полоцкий. К сложным формам и поэтическим играм обращались и Михаил Ломоносов, и Гаврила Державин, и Алексей Апухтин, не говоря уж о символистах и футуристах времён Серебряного века и их последователях. Анализу всевозможных произведений формальной литературы и посвящена эта книга.