Сегодня начинает работу XIII Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета. За «литературную» составляющую фестиваля отвечает Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля. О том, какую программу музей представит в Сочи – заведующая научно-экспозиционным отделом ГМИРЛИ имени В.И. Даля «Дом И.С. Остроухова в Трубниках», куратор культурно-просветительских проектов «Турнир поэтов» и «Зимняя школа поэтов» Марина Краснова.
– Как давно Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля принимает участие в сочинском фестивале искусств? Что нового вы приготовили в этом году?
– Мы участвуем уже не первый год. Раньше преимущественно готовили выставочные проекты и мероприятия для семейной аудитории к ним. Но три года назад возникла идея провести в рамках фестиваля поэтические мероприятия, а именно – организовать «Школу для молодых поэтов» и «Турнир поэтов». Несмотря на то что фестиваль в основном сосредоточен на музыке, он становится всё более полифоничным, объединяя разные виды искусств: театр, музыку в различных её вариациях и поэзию.
В прошлые годы мероприятия были организованы так: сначала проходили занятия школы молодых поэтов, а затем – завершающий «Турнир поэтов», на котором выступали мастера и один участник от каждой мастерской.
Сейчас мы чуть-чуть поменяли формат. Мы начинаем «Турниром поэтов» – первыми выступают мастера: из них выбирается лучший, по мнению жюри, в которое входят в этом году Александр Пиперски, лингвист, кандидат филологических наук; Максим Кронгауз, лингвист, доктор филологических наук и Эрнест Орлов, заместитель директора по науке Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля. Ещё в этом году мы решили сделать турнир более зрелищным. В первом туре поэты будут читать стихи, связанные с различными видами искусств – музыкой, танцем, живописью – и чтения будут сопровождаться песочной анимацией. Во втором туре, как и в два прошлых года – мы соединим чтение стихов и музыку. Участники фестивальной «Школы композиторов в Сочи» буквально в течение нескольких дней сочиняют музыку на стихи современных поэтов, и они вместе исполняют произведения. Это очень интересный опыт не только для самих поэтов и музыкантов, но и для гостей фестиваля. В третьем туре, когда выбираются финалисты, поэты будут просто читать стихи, – без звуковых или визуальных эффектов.
«Турнир поэтов» состоится 15 февраля, а с 16 по 18 февраля будет работать «Зимняя школа поэтов». Здесь тоже не обошлось без нововведений: в последний день молодые авторы будут публично читать свои стихи в рамках отдельного поэтического вечера. Произведения, которые прозвучат на вечере, будут отобраны совместно с мастерами во время работы школы. В отличие от прошлых лет, публично выступать будут все её участники. На мой взгляд, это очень важно для самопрезентации молодых поэтов.
– Необычно видеть, что ГМИРЛИ организовывает такие интерактивные мероприятия. Мы привыкли, что музеи занимаются сохранением наследия, консервацией истории литературы, а вы, получается, покушаетесь на её со-творение... Это политика музея?
– Конечно! Для нас важно не только сохранять историю, но и фиксировать современность. Нам интересно то, что происходит в сегодняшней литературе, в отделах музея регулярно проходят встречи с современными авторами и презентации новых книг. Мы хотим представить аудитории лучших из лучших, потому что сегодняшний читатель гораздо больше знает о тех поэтах, которые ушли, нежели о тех, кто живёт здесь и сейчас. А ведь однажды всё происходящее сегодня тоже станет историей.
– Как вы думаете, почему сейчас опять становятся популярными поэтические турниры, баттлы?
– Мне кажется, что баттлы больше связаны с рэп-культурой, которая существует на грани литературы и музыки, она набирает популярность – и постепенно этот формат переходит в поэтическую сферу, благодаря чему люди начинают интересоваться современными авторами… Поэзия снова становится частью нашей культуры, нашей самоидентификации.
Сегодня из турниров уходит соревновательность. Они больше похожи на дружеские выступления, главная цель которых – демонстрация того, что современная поэзия, во-первых, существует, а во-вторых – интересна. Что она актуальна и непохожа на то, что было 100–200 лет назад. Мне кажется, это очень важно донести до современного слушателя и зрителя.
– Расскажите подробнее о «Зимней школе поэтов». Как будут проходить занятия? И на что будет в основном направлено внимание мастеров?
– Участники отобраны более чем из ста человек на основе присланных на конкурс произведений. Во время мастерских профессиональные поэты будут разбирать их тексты, давать советы – предстоит сложная аналитическая работа. Мастера будут работать по двое и вести группу из 10 человек.
Помимо закрытых мастерских задуманы ещё две открытые лекции: Алёши Прокопьева – о переводной литературе и работе с иностранным текстом и Елены Исаевой – о современной драматургии, о работе с текстом для театра, для сериалов. Эти лекции смогут послушать все участники фестиваля искусств.
– По какому принципу вы выбирали мастеров?
– Мы ориентировались на разноплановость. Среди мастеров будут очень разные поэты. Например, Амарсана Улзытуев, который изобрёл новые модели стихосложения и отличается своеобразным, энергетическим чтением стихов. Или Алёша Прокопьев, который является переводчиком. Елена Исаева, драматург, Анна Аркатова, поэт, эссеист, колумнист, куратор литературного проекта «Египетские ночи». Мне кажется, что, соединяя эти направления, мы даём возможность молодым авторам, во-первых, пообщаться с различными поэтами современности и, во-вторых, перенять разнообразный опыт, что тоже немаловажно.
– Ещё один ваш проект – выставка «Баллада о войне и Победе». Что это будет за экспозиция и что на ней будет представлено из фондов Государственного литературного музея?
– Мы обратились к нескольким музеям, чтобы собрать материалы и представить наиболее полно историю искусства на войне. Тематически выставка будет поделена на разделы, которые условно можно обозначить так: начало войны, блокада Ленинграда, боевые действия, тыл, военный быт, любовь на войне, Победа и память. При этом выставка будет рассказывать не только и не столько об исторических событиях, но и о произведениях искусства, которые в этот период создавались, и о тех, кто их создавал – композиторах, кинематографистах, артистах, писателях... У каждого из них – своя судьба. Кто-то пошёл на фронт в первые дни войны, кто-то работал в тылу. В тылу была написана и впервые исполнена сильнейшая Седьмая симфония Шостаковича, работали в тылу Ахматова, Пастернак, Чуковский и др. Безусловно, огромной силы произведение «Священная война»: эта песня появилась в первые дни войны: сначала был написан текст поэтом В. Лебедевым-Кумачом, а через несколько дней композитор А. Александров написал на него музыку. «Окна ТАСС» тоже стали примером конгломерации – единения художников и поэтов… Выставка демонстрирует, как все в едином порыве откликаются на случившуюся беду, каждый творец делает это по-своему, но цель одна – поддержать людей и дать им надежду.
Основные экспонаты на выставке – это книги, фотографии, плакаты, письма, рукописи, ноты…
Из фонда ГМИРЛИ имени В.И. Даля будут представлены книги, различные фотографии, иллюстрирующие тему «Писатель на войне». Плакаты «Окон ТАСС», другие военные плакаты. Примерно 50% выставки – экспонаты из наших фондов. Также будут представлены предметы из фондов Музея кино (выставка будет рассказывать и про кинематограф военного времени) и, конечно, материалы из фондов Российского национального музея музыки – всё, что связано с композиторами и музыкантами на войне, и живопись из Государственной Третьяковской галереи.
Нам хотелось сделать выставку эмоциональной, поэтому на ней будут представлены книги, которые можно будет полистать, и письма, которые можно будет развернуть и прочесть. Нам было важно, чтобы экспозиция никого не оставила равнодушным, и, надеюсь, это получилось.
Беседу вела
Мила Яковлева
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Марина Михайловна Краснова. Окончила факультет истории искусств РГГУ по специальности «Музеология». Более 5 лет работала в Государственном музее В.В. Маяковского. В 2013 году пришла в Государственный литературный музей на должность заведующей отдела научно-просветительской и методической работы. В 2017 году назначена заведующей экспозиционно-выставочным отделом ГМИРЛИ имени В.И. Даля. Победитель грантового конкурса творческих музейных проектов Департамента культуры г. Москвы (2015), в рамках которого был осуществлен культурно-образовательный проект «Пять фактов об Америке» в торговых центрах. К 100-летию поэмы «Облако в штанах» организовала передвижную выставку «#облаковштанах. Поэтический конструктор» (2015). Научный консультант выставки «Булгаков VS Маяковский» (2016). Куратор выставок: «Маяковский. Универсальный ответ записочникам» (2018), «Владимир Маяковский. Там и у нас» (2018), «Искусство и литература надежды и безвременья. 1946–1956» (2019). Куратор культурно-просветительских проектов: «Турнир поэтов» (в рамках XII Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи), III общегородского фестиваля «Дни авангарда» в Москве.