В поисках «антикризисного» репертуара, которым озабочены сегодня российские театры, Тверской академический обратился к одному из шедевров мировой классики, комедии Лопе де Вега «Собака на сене». Спектакль получился умный, живой и весёлый. История любви двух одержимых идеей чести итальянцев, рассказанная испанцем, воплощена по-русски темпераментно и простодушно.
Зрители, несмотря на популярность телеверсии пьесы, битком заполняют зал своего театра, восторженно воспринимая происходящее.
У спектакля есть предыстория. Дело в том, что на базе Тверской драмы 15 лет существует целевой курс столичного Института имени М.С. Щепкина, которым руководят худрук театра Вера Ефремова и ведущий артист труппы (и режиссёр) Александр Чуйков, а курируют мастера Малого театра России. Уже состоялись три выпуска и ведётся обучение четвёртого набора. В поставленной А. Чуйковым «Собаке на сене» заняты все четыре поколения молодых артистов тверского курса. При этом в спектакле нет наивной старательности или приблизительности, обычных для дипломных работ. И не только потому, что некоторые возрастные роли перешли зрелым мастерам. В постановке увлекает как искренность юных актёров, органика их молодости, так и умение многих воплотить зрелые чувства героев, сложность их дороги к счастью.
Комедия не теряет искромётности. Хотя это непростой музыкальный спектакль. Автор оригинальной музыки Н. Берёзкин написал сложные вокальные номера, а хореография Н. Черниной требует особой пластической чуткости. Зато художники А. Иванов (сценография) и Е. Исакова (костюмы) умело стилизуют приятную взору «простого зрителя» эстетику старинного театра, где много ожидаемой красоты.
Энергию интриги сполна обеспечивают слуги, которые почти непрерывно остаются на сцене, наблюдая нелепое с их точки зрения поведение графини Дианы и её секретаря. Главные же герои явно стоят друг друга. Изысканная, холодноватая Диана Дарьи Плавинской изнывает от желания любить, но ханжит, как баронесса Штраль. Её борьба с самой собою для слуг – секрет Полишинеля, и они искренне не понимают: чего тянет?.. Умный, благородный, но слишком сдержанный Теодоро Александра Павлишина – не меньший повод для их недоумения: зачем же загонять себя в «убежище из слов», когда всё так очевидно. Хотя претензии на его любовь страстной Марселы – Ирины Погодиной вовсе не наивны.
Всё обретает логику и ясность, когда за дело берётся Тристан – лукавый слуга Теодоро, который, движимый благими побуждениями, выдумывает своему хозяину романтичную биографию потерянного и вновь обретённого сына благородного кабальеро.
Молодой артист Тарас Кузьмин играет Тристана свежо и азартно.
Природная интуиция и озорство, умение рисковать и вовремя смыться, преданность хозяину и творческая увлечённость придуманной интригой – всё идёт на пользу делу, всё освещено присущим этому парню завидным талантом жить радостно и полнокровно, даже когда, подвыпив, он поёт не совсем пристойные куплеты или, изображая греческого купца, пляшет сиртаки.
Главные герои благосклонно принимают этот «подарок судьбы», поскольку по-своему тоже рисковали во имя любви. А риск, как известно, благородное дело.
, ТВЕРЬ–МОСКВА