Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 08 июня 2016 г.
Телеведение

История наших предков, какой нам Карамзин её дал

08 июня 2016

Современный немецкий историк Альф Людтке справедливо сравнивает труд историка с работой художника-коллажиста, который подбирает, раскладывает, вырезает и склеивает исторические документы так, чтобы ярче и зримее выразить и проиллюстрировать свою историческую концепцию. Конечно же, сугубо авторский, своеобразный «исторический коллаж» оставил нам и Николай Михайлович Карамзин в своей «Истории государства Российского». А канал «Культура» и Российское военно-историческое общество, подготовившие к юбилею историка проект «Карамзин-250», представили уже «коллаж» «по мотивам» Карамзина, тоже по-своему интересный, а, значит, и спорный. Многоголосый проект, в котором отрывки из «Истории государства Российского» читают члены правительства, артисты, журналисты, общественные деятели, показал нам, чуть перефразируя А.С. Пушкина, историю наших предков, какой нам Карамзин её дал. И всё это – в интерьерах Российской государственной библиотеки и Государственного Исторического музея.

 

На телеэкране – заставки: герб государства Российского – двуглавый орёл с изображением Георгия Победоносца на груди, обрамлённый надписью: Российское военно-историческое общество. Затем портрет человека с умным утончённым лицом славянина, несмотря на тюркский след в фамилии – Карамзин, и – солидный фолиант с металлическими застёжками – «История государства Российского». И так пять раз в день, отдельными пятиминутными сюжетами в течение десяти дней.

Спикер Государственной Думы, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин зачитывает, пожалуй, главные мысли Карамзина, которые он хотел донести до каждого гражданина России: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Правители, законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на её листы, как мореплаватели на чертежи морей…»

Эти мудрые слова воспринимаются особенно чутко потому, пожалуй, что читает их законодатель. Редчайший и удачный случай полного смыслового совпадения звучащего слова и видеоряда. Но когда отрывки из Карамзина читают артисты, то за их спинами мелькают созданные ими кинообразы, хорошо, если героические... Василий Лановой читает об отваге русских ратников, и будто встаёт за ним образ красного командира Ивана Варавы из «Офицеров». И, кажется, что не Евгения Симонова сидит в знаменитой фёдоровской каталожной, а повзрослевшая лётчица Маша Попова из фильма «В бой идут одни старики». Или, к сожалению, напротив – читает артист о героях, и диссонирует с чтением его экранный трус, делец, приспособленец… Самые сложные ощущения, когда озвучивают страницы «Истории…» писатели, поэты, общественные деятели, телеведущие. Сергею Шаргунову – веришь, ведь он раскрыл себя в книгах, в смелых поездках в ДНР и ЛНР, в Сирию, в политических дебатах. От выступления Евгения Евтушенко – сонм неоднозначных воспоминаний и ассоциаций…

Нельзя сказать, что идея такого «общественного чтения» нова – душеполезные семейные чтения были доброй традицией ещё во времена Карамзина, а в годы Великой Отечественной войны подобные коллективные чтения в стенах библиотек, клубов, красных уголков, школ назывались «громкими читками». Сегодня они вновь вернулись в наше информационное пространство модной стилистикой «интеллектуального флешмоба», уже знакомого зрителю по «громкой читке» «Войны и мира». А до того – отрывками из мемуаров участников отечественных войн 1812 и 1941–1945 гг. Конечно, не приходится рассчитывать на то, что современный молодой телезритель, на которого и должен был бы быть ориентирован проект, прильнёт к экрану на очередную «пятиминутку истории». Но есть надежда, что даже случайно услышанный отрывок карамзинского повествования вызовет первоначальный интерес, и далее – интернет в помощь, там уже сейчас можно посмотреть все выпуски проекта. А ведь существует ещё, кстати, довольно удачная анимационная версия «Истории государства Российского» (проект ТВЦ с текстами Н.М. Карамзина, и более поздними – Н.И. Костомарова и С.М. Соловьёва). И конечно, как теперь говорят, «самых продвинутых» по-прежнему ждёт на книжной полке традиционная, «по старинке» изданная «бумажная версия» – Книга.

Было бы очень хорошо, чтобы современный читатель не только ознакомился с масштабным трудом историка Карамзина, но и узнал удивительные подробности его биографии. Ведь на целых 12 лет (с 1804 г., на 38-м году жизни) добровольно поместил себя в затвор этот великий труженик науки и работал один-одинёшенек над таким объёмным трудом, который и сегодня под силу лишь огромному авторскому коллективу. К концу жизни почти ослеп, и только верная супруга могла разобрать нестройные каракули, выходящие из-под его пера.

Титанический труд был прерван вторжением Наполеона, необходимостью эвакуации в Нижний Новгород и самой большой бедой –потерей в огне пожара библиотеки…Только к лету 1815 г. были завершены восемь томов «Истории…». «Карамзин открыл нам Россию, как когда-то Колумб открыл Америку», – сказал великий Пушкин. Первые тома «Истории…», вышедшие к весне 1818 г., были быстро раскуплены. А современники отмечали, что IХ век, о царствовании Ивана Грозного, читали и обсуждали, споря и ссорясь, да так, что улицы Петербурга в те дни мая-июня 1821 г. пустели. Неужто так же, как это было в дни показа по ТВ культовых советских сериалов? Цесаревич Константин назвал том «вредной книгой», а автора «лукавым питомцем мартинистов», в придворных кругах его обзывали «негодяем», без которого народ бы не догадался, что и «меж царями есть тираны». А граф Румянцев, сын полководца, напротив, призывал автора стать вторым Тацитом – «посрамить тиранов, обесчестивших Отечество диким самовластием».

А мог ли автор «Истории…» говорить, как думает? Каких только суждений и мнений не услышишь о нём по сей день! От беспрекословного почитания его как отца-основоположника отечественной истории до полного неприятия, обвинения «придворного историка» и в масонстве, и в фальсификации истории России «в угоду интересов Романовых». Говорят и о том, что он якобы намеренно «задерживался» в русской древности и Средневековье, чтобы не оценивать деяния предков правящей фамилии. Вот почему-де и так сгустил краски, представляя мрачный образ последнего Рюриковича – Ивана Грозного. И по сей день мнения на роль в истории Ивана Грозного разнятся. А Карамзин, мыслящий масштабно, будто на гигантской высоте над Россией парит, призывает задуматься над парадоксом: «В то время как Иоанн, имея триста тысяч добрых воинов, терял наши западные владения, уступая двадцати шести тысячам полумёртвых ляхов и немцев… три купца и беглый атаман волжских разбойников дерзнули завоевать Сибирь!»

И мы, читая Карамзина, вновь, снова и снова спорим, соглашаемся, негодуем вместе с ним, находим свои аргументы его доводам, готовы ссориться с друзьями, доказывая свои взгляды и правоту, с той же горячностью, с какой спорили о его «Истории…» в те поры, когда только увидела она свет. Но ведь именно это свидетельствует и о значимости, насущности этого фундаментального труда не только в нашей истории, но и в нашем настоящем, и даже в нашем будущем.

Тэги: Канал Культура Карамзин
Обсудить в группе Telegram

Ольга Жукова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Просто раритет

    08.12.2021
  • «Открытая книга» для Максима Замшева

    25.02.2021
  • В Ульяновске вспомнят Карамзина

    06.12.2020
  • Карамзин и Радищев пойдут с молотка

    18.05.2020
  • Загадка подвига

    15.05.2019
  • Загадка подвига

    40 голосов
  • Фермопилы спартанцев полковника Карягина

    36 голосов
  • Конец критики?

    33 голосов
  • Нескучная Сати и великий танцовщик

    33 голосов
  • Роли маленькие, а человек большой

    29 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS