Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

История одной великой мести

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Луиджи Гуарньери. Двойная жизнь Вермеера / Пер. с ит. Л.Каца. – М.: КоЛибри, 2008. – 288 с. 

Гениальный физик ошибался. В нашем мире относительны не только пространство и время. И возможно, самая относительная вещь на свете – это произведение искусства. Нужен пример? Пожалуйста. Жена некоего водопроводчика из Огайо обнаруживает на чердаке картину, явно старинную, которую муж купил где-то по дешёвке. Она показывает её специалистам, но те единодушны: мазня, не стоящая ни цента. Однако вскоре выясняется, что это ни больше ни меньше как автопортрет Рембрандта, похищенный много лет тому назад из одного европейского музея. И те же «знатоки» бурно радуются обретению утраченного шедевра. 

Поучительная история, не правда ли? Гуарньери приводит её в своей книге как аргумент в защиту своего героя – Хана ван Меегерена, самого знаменитого подделывателя картин всех времён и народов, изумившего мир своими «Вермеерами». Этот, без сомнения, одарённый художник опоздал родиться. Будь он современником делфтского сфинкса (так окрестили специалисты легендарного голландского живописца), не исключено, что он был бы не менее знаменит. Но ему выпало стать современником Пикассо и Мондриана, коих он ни в грош не ставил, признавая лишь старых мастеров и стараясь в собственном творчестве следовать их принципам. Критики объявили его мракобесом и ретроградом и поставили на его карьере большой жирный крест. 

История мести ван Меегерена, блестяще задуманной и виртуозно осуществлённой, и легла в основу сюжета книги итальянского писателя и историка Луиджи Гуарньери. Выполненные им подделки были признаны шедеврами. И не кем-нибудь, а самым авторитетным специалистом по голландской живописи XVII века, человеком, который вернул из небытия имя Вермеера, одного из самых загадочных художников в истории живописи. Он же – какая ирония! – и растоптал своего современника ван Меегерена. Месть удалась настолько, что и пресса, и искусствоведы всерьёз обсуждали вопрос: а не он ли и есть этот таинственный Вермеер? Ведь точных данных о судьбе этого мастера крайне мало. Атрибуция большинства его полотен весьма условна. Притом что их и всего-то чуть больше тридцати. А его плодовитый «двойник» умудрился «наваять» девять, шесть из которых продал за бешеные деньги, и написал десятое, чтобы доказать суду своё авторство. Согласитесь, такая история – клад для литератора. 

Так что же представляет собой «Двойная жизнь Вермеера»? Скрупулёзно собранные и тщательно проверенные автором факты сделали бы честь любой диссертации. Анализ приёмов самого Вермеера и приёмов, изобретённых его «соавтором», украсил бы любое искусствоведческое исследование. А уж лихо закрученный сюжет, в который вмонтированы судьбы Марселя Пруста, даровавшего Вермееру литературное бессмертие, Германа Геринга, приобретшего для своей коллекции одну из самых талантливых меегереновских подделок, солидного коллекционера ван Бойнингена, ставшего главной жертвой «двойника», достоин самого увлекательного детектива. А читатель наиболее продвинутый, вероятнее всего, сочтёт, что перед ним изящный и остроумный этюд по психологии творчества. И не будет разочарован. 

Гуарньери удалось переплести правду и вымысел так, что они не противоречат истине. Сам автор назвал свою книгу «литературной версией «действительно имевшей место» истории», которая при этом верна фактам и документам. И эта «версия», с нашей точки зрения, являет собой наглядное воплощение одного из самых эффективных способов пробудить в человеке, особенно если он молод, интерес к истории искусства и спровоцировать на размышления о том, как и на что он тратит свою собственную жизнь. Одним словом, синьору Гуарньери удалось извлечь лучшую мелодию из музыки, которую он хотел сыграть. 

Андрей БОРОДИН

Обсудить в группе Telegram

Андрей Бородин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS