Молодые писатели всегда очень разные, но есть у них общая проблема – острая нехватка сюжетов. Семинар прозы в Литературной студии Юрия Полякова в МГОУ, который я вёл в течение минувшего учебного года (2017–2018), – не исключение. В каком-то смысле это закономерно, ибо задача прозаика вовсе не в пресловутом изображении действительности – его задача создать свою модель действительности. Нам ведь нужна не реальность вообще, а лишь та, что укладывается в русло замысла. Сюжет – не просто история, а история плюс замысел. В прозе нет события без смысла, и даже идея не может заменить приводного ремня замысла – сюжета. Казалось бы, всё ясно, но для молодых авторов формула «история плюс замысел» часто оказывается камнем преткновения. Либо есть история, но нет замысла, либо есть замысел, но нет истории. Как помочь разрешить это противоречие? Взять и «подарить» семинаристам какой-нибудь свой сюжет в качестве тренинга? Что ж, может быть, они его реализуют, но это не решит проблем с их собственными замыслами. Поэтому я предлагаю в качестве творческого задания лишь зачаток сюжета или его общие контуры. Это не ограничивает индивидуальности молодых писателей, но не позволяет им уклониться от замысла. Искусственное в этом художественном упражнении только поставленная извне задача, всё остальное авторы делают сами. Оказывается, многим из них именно этого толчка и не хватало. Решив задачу, предложенную мастером, они понимают, сколь важно самим себе ставить задачу. А в перспективе – и сверхзадачу.
В этой подборке представлена миниатюра Ксении Фроловой и выполненное творческое задание Юлии Русаковой на тему: «Недалёкое будущее. Стихи и прозу пишут компьютеры, но редактируют их люди с литературным образованием».
Не буду комментировать, насколько успешным оказался опыт, предоставив это читателям.
Андрей Воронцов