3 и 4 октября в 11.45 на телеканале ТВ Центр – премьера четырёхсерийного художественного фильма «Савва» – о знаменитом русском промышленнике и меценате Савве Мамонтове, который сам считал главным своим талантом способность находить таланты.
Режиссёр картины – Евгений Герасимов, оператор – Евгений Карюк, сценарист – Александр Бородянский, продюсер – Ирина Мисанова.
В ролях: Евгений Герасимов, Лев Борисов, Борис Плотников, Татьяна Лютаева, Всеволод Шиловский, Борис Романов, Мария Максакова и другие.
Вряд ли в конце I века до нашей эры советник римского императора Августа Гай Цильний Меценат мог предположить, что его увлечение поэзией и живописью и помощь тогдашним служителям муз сделает его имя нарицательным. Как бы то ни было, традиция помогать одарённым людям ведётся с древнейших времён, правда, в наше время она, к сожалению, в значительной мере трансформировалась в продюсирование и спонсорство.
А ведь история русского меценатства знает массу имён состоятельных, предприимчивых и успешных в бизнесе людей, чьё увлечение искусством помогло состояться самородкам, талантам, даже гениям. Одно из этих имён – Савва Мамонтов, чьей судьбе посвящена новая кинокартина «Савва».
Идея фильма о нём долгое время преследовала драматурга Александра Бородянского. Написав сценарий, он предложил его для экранизации городу Москве, а также обратился как к эксперту к Евгению Герасимову. Надо сказать, что Бородянский, что называется, попал в настроение Герасимова, который, как и многие из нас, с растущим разочарованием наблюдал телевизионную какофонию из бандитских стрелялок, уголовщины и насилия сериального типа. Сценарий «Саввы», по сути, – реальная альтернатива (как выразился исполнитель роли Плевако Лев Борисов) «кровавому мылу» телеэкрана.
Говорят, когда Евгения Герасимова в 2001 году избрали депутатом Московской городской думы, он дал себе зарок не отвлекаться от государственной службы и действительно на несколько лет «выпал» из кино. Но во время второго депутатского срока, когда работа вошла в налаженную колею, он решил: если появится сценарий, по которому можно снять достойный фильм, – он за него возьмётся. С «Саввой» вышло всё словно по зароку: и сценарий был подходящий, и даже нашлись возможность и время снимать – в период думских каникул, с июня по сентябрь 2007 года.
Герасимов очень увлёкся картиной и материалом. По его признанию, роль Саввы – самая его любимая роль за последние годы. Поскольку финансирование проекта было ограничено довольно жёсткими рамками, после нескольких дней кастинга Герасимов подумал, а не сыграть ли ему самому Савву Ивановича?
Евгений Герасимов: «Это был эксперимент для меня самого, моя первая роль реальной исторической личности, с гримом, костюмами, определённым поведением и манерами купца конца XIX – начала XX века. Возможно, в данном случае за меня во многом сыграли гены: мой дед по маминой линии тоже был московским предпринимателем в начале прошлого века, совладельцем одной из первых компаний частного такси, а позже директором автозавода. Его предки были московскими купцами. Отец же был известным московским портным, то есть, по советским понятиям, также отчасти предпринимателем. Поэтому в роли Саввы мне пришлось обратиться к той части моей личности, которая досталась мне в наследство от предков, можно сказать, «разбудить» в себе предпринимателя. Те, кто видел фильм, говорят, что это перевоплощение мне вполне удалось. Судить зрителям».
На другие ведущие роли также прошёл кастинг среди актёров, которые были готовы сниматься в историческом костюмном кино, и при этом за довольно скромные гонорары. Поэтому в эпизодах мелькнёт то продюсер картины, то помощник режиссёра, то пара-тройка человек из съёмочной группы. Молодого Мамонтова играет сын Герасимова – Владимир, юрист по образованию, который как сын востребованного артиста отчасти вырос на съёмочной площадке. В роли Шаляпина выступил оперный певец Андрей Серов, который сам исполняет в фильме несколько отрывков из опер «Сусанин», «Мефистофель», «Кармен», «Лакме». Несколько несложных партий исполнил в картине и Евгений Герасимов.
Киноистория Саввы Мамон-това начинается с его ареста по подозрению в хищении средств акционеров Ярославской железной дороги. Мамонтова сажают в тюрьму, к нему приходит знаменитый адвокат Фёдор Плевако и говорит, что для эффективной защиты тот должен рассказать ему всю свою жизнь. Савва рассказывает о детстве в состоятельной купеческой семье, об Италии, куда поехал учиться технологии строительства железных дорог, а открыл в себе талант оперного певца и встретил будущую супругу Елизавету Сапожникову. И о многом другом. В том числе о том, как министр Сергей Витте подбивал его на то, чтобы взяться за восстановление балтийских судостроительного и паровозного заводов, дабы быть хозяином положения в сфере строительства железных дорог, что в итоге привело Мамонтова в тюрьму…
Богатая событийная палитра требовала соответствующих декораций – основная часть картины снималась на исторической натуре – в Подмосковье – в усадьбе Абрамцево, куда не так часто допускаются съёмочные группы, в Милане, где поначалу власти активно вмешивались в съёмочный процесс, но благодаря российскому консулу и личному обаянию Евгения Владимировича проблему удалось снять. В декорациях «Мосфильма» снимали сцены на улицах старой Москвы и в тюрьме, а в остальном – атмосфера и антураж эпохи в картине воссозданы с максимальной точностью.
До грядущей телепремьеры фильм «Савва» был уже трижды представлен зрителям: в Московской и Государственной Думах, а также на международном фестивале «Евразийский телефорум», где в 2008 году картина завоевала Гран-при. Но, несмотря на это, в преддверии большой телепремьеры, весь коллектив фильма «Савва» волнуется и надеется, что история жизни русского мецената найдёт отклик у современников.
Перед премьерой «Наше кино» обратилось к Евгению ГЕРАСИМОВУ с просьбой ответить на ряд вопросов.
Так родилось это интервью.
– Каким вам видится основная задача фильма?
– Основная задача – создать фильм-биографию человека, которому хотелось бы подражать. Не иконный лик некоего безупречного гражданина, а именно человека со всеми свойственными ему страстями, ошибками, нелогичными поступками, но при этом, безусловно, честного, преданного своему делу и своему Отечеству, глубоко верующему и верящему в то, что он делает.
– Что сегодня может подвигнуть человека стать именно меценатом, бескорыстным и увлечённым?
– Вопрос отчасти содержит в себе ответ. Главное – увлечённость. Увлечённость чем-то, что дорого и остаётся в душе. Савва Мамонтов в молодости окончил школу Ла Скала, но певцом не стал. И он использовал свой нерастраченный потенциал, огранив гений Шаляпина. В Италии он полюбил театр и живопись, и потом помогал артистам, художникам, пока имел для этого средства. И второй важнейший стимул для русского мецената – вера. Искренне верующий человек всегда помогает ближнему.
– Просматривается ли на площадке в режиссёре Герасимове политик? Если да, то в чём это выражается?
– Надеюсь, что нет. Мой персонаж в отличие от своего тёзки – Морозова – был далёк от политики, он предпочитал заниматься своим делом. Отчасти и беды его связаны с тем, что он слабо разбирался в подводных политических течениях и слишком доверял представителям власти, полагая, что они априори должны делать то, что полезно государству. На поверку всё оказалось совсем не так.
– Есть ли у Евгения Герасимова большая режиссёрская цель?
– Конечно есть, но говорить об этом пока рано.
– Над чем работает думская комиссия по культуре во время кризиса? Какие проекты сейчас в работе?
– Над тем же, что и в предыдущие четыре года. Финансирование бюджета по статье «Культура» на нынешний год сохранено на 82 процента. Это вполне достаточно для того, чтобы работать с полной нагрузкой. Например, 23 сентября Дума приняла новый городской Закон «О библиотеках и библиотечном обслуживании», над которым Департамент культуры и мы работали с начала года. Уже сейчас библиотекари из других регионов говорят, что это самый удобный для работы региональный закон из всех аналогичных. Сейчас началась работа над законом «О музеях и музейной деятельности». Его первое представление на правительстве Москвы запланировано на 1 декабря. Но надо сказать, что и кроме законодательной деятельности дел у комиссии хватает.
– В фильме показано, что Савва не просто меценат, но искренне увлечённый своими подопечными и их искусством человек.
– Да, повторюсь, с Морозовым их и сравнивать трудно. Морозов финансировал даже большевистскую партию. Мамонтов ничего подобного не делал. И хотя он действительно имел большую склонность к искусствам, был весьма успешен и в бизнесе. Мамонтов как раз такой человек, который талантлив во всём. Другое дело, что в дореволюционной России успех подобных людей, если они не принадлежали к дворянскому сословию, был очень зыбок. Когда видели, что выходец из купцов, крестьян, разночинцев успешен, честен, но и достаточно прост и где-то наивен, его норовили поймать на этой простоте и уничтожить как опасного конкурента. Достаточно вспомнить травлю Ломоносова. С неё, пожалуй, всё и началось. То же произошло и с Саввой Мамонтовым.