Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

История русского мецената

01 января 2007

ПРЕМЬЕРА

Евгений Герасимов (слева), Егор Новокшонов (справа, в роли художника Серова) на съёмках фильма3 и 4 октября в 11.45 на телеканале ТВ Центр – премьера четырёхсерийного художественного фильма «Савва» – о знаменитом русском промышленнике и меценате Савве Мамонтове, который сам считал главным своим талантом способность находить таланты.

Режиссёр картины – Евгений Герасимов, оператор – Евгений Карюк, сценарист – Александр Бородянский, продюсер – Ирина Мисанова.

В ролях: Евгений Герасимов, Лев Борисов, Борис Плотников, Татьяна Лютаева, Всеволод Шиловский, Борис Романов, Мария Максакова и другие.

Вряд ли в конце I века до нашей эры советник римского императора Августа Гай Цильний Меценат мог предположить, что его увлечение поэзией и живописью и помощь тогдашним служителям муз сделает его имя нарицательным. Как бы то ни было, традиция помогать одарённым людям ведётся с древнейших времён, правда, в наше время она, к сожалению, в значительной мере трансформировалась в продюсирование и спонсорство.

А ведь история русского меценатства знает массу имён состоятельных, предприимчивых и успешных в бизнесе людей, чьё увлечение искусством помогло состояться самородкам, талантам, даже гениям. Одно из этих имён – Савва Мамонтов, чьей судьбе посвящена новая кинокартина «Савва».

Евгений Герасимов с Гран-при Международного фестиваля «Евразийский телефорум»Идея фильма о нём долгое время преследовала драматурга Александра Бородянского. Написав сценарий, он предложил его для экранизации городу Москве, а также обратился как к эксперту к Евгению Герасимову. Надо сказать, что Бородянский, что называется, попал в настроение Герасимова, который, как и многие из нас, с растущим разочарованием наблюдал телевизионную какофонию из бандитских стрелялок, уголовщины и насилия сериального типа. Сценарий «Саввы», по сути, – реальная альтернатива (как выразился исполнитель роли Плевако Лев Борисов) «кровавому мылу» телеэкрана.

Говорят, когда Евгения Герасимова в 2001 году избрали депутатом Московской городской думы, он дал себе зарок не отвлекаться от государственной службы и действительно на несколько лет «выпал» из кино. Но во время второго депутатского срока, когда работа вошла в налаженную колею, он решил: если появится сценарий, по которому можно снять достойный фильм, – он за него возьмётся. С «Саввой» вышло всё словно по зароку: и сценарий был подходящий, и даже нашлись возможность и время снимать – в период думских каникул, с июня по сентябрь 2007 года.

Герасимов очень увлёкся картиной и материалом. По его признанию, роль Саввы – самая его любимая роль за последние годы. Поскольку финансирование проекта было ограничено довольно жёсткими рамками, после нескольких дней кастинга Герасимов подумал, а не сыграть ли ему самому Савву Ивановича?

Евгений Герасимов: «Это был эксперимент для меня самого, моя первая роль реальной исторической личности, с гримом, костюмами, определённым поведением и манерами купца конца XIX – начала XX века. Возможно, в данном случае за меня во многом сыграли гены: мой дед по маминой линии тоже был московским предпринимателем в начале прошлого века, совладельцем одной из первых компаний частного такси, а позже директором автозавода. Его предки были московскими купцами. Отец же был известным московским портным, то есть, по советским понятиям, также отчасти предпринимателем. Поэтому в роли Саввы мне пришлось обратиться к той части моей личности, которая досталась мне в наследство от предков, можно сказать, «разбудить» в себе предпринимателя. Те, кто видел фильм, говорят, что это перевоплощение мне вполне удалось. Судить зрителям».

На другие ведущие роли также прошёл кастинг среди актёров, которые были готовы сниматься в историческом костюмном кино, и при этом за довольно скромные гонорары. Поэтому в эпизодах мелькнёт то продюсер картины, то помощник режиссёра, то пара-тройка человек из съёмочной группы. Молодого Мамонтова играет сын Герасимова – Владимир, юрист по образованию, который как сын востребованного артиста отчасти вырос на съёмочной площадке. В роли Шаляпина выступил оперный певец Андрей Серов, который сам исполняет в фильме несколько отрывков из опер «Сусанин», «Мефистофель», «Кармен», «Лакме». Несколько несложных партий исполнил в картине и Евгений Герасимов.

Киноистория Саввы Мамон-това начинается с его ареста по подозрению в хищении средств акционеров Ярославской железной дороги. Мамонтова сажают в тюрьму, к нему приходит знаменитый адвокат Фёдор Плевако и говорит, что для эффективной защиты тот должен рассказать ему всю свою жизнь. Савва рассказывает о детстве в состоятельной купеческой семье, об Италии, куда поехал учиться технологии строительства железных дорог, а открыл в себе талант оперного певца и встретил будущую супругу Елизавету Сапожникову. И о многом другом. В том числе о том, как министр Сергей Витте подбивал его на то, чтобы взяться за восстановление балтийских судостроительного и паровозного заводов, дабы быть хозяином положения в сфере строительства железных дорог, что в итоге привело Мамонтова в тюрьму…

Богатая событийная палитра требовала соответствующих декораций – основная часть картины снималась на исторической натуре – в Подмосковье – в усадьбе Абрамцево, куда не так часто допускаются съёмочные группы, в Милане, где поначалу власти активно вмешивались в съёмочный процесс, но благодаря российскому консулу и личному обаянию Евгения Владимировича проблему удалось снять. В декорациях «Мосфильма» снимали сцены на улицах старой Москвы и в тюрьме, а в остальном – атмосфера и антураж эпохи в картине воссозданы с максимальной точностью.

До грядущей телепремьеры фильм «Савва» был уже трижды представлен зрителям: в Московской и Государственной Думах, а также на международном фестивале «Евразийский телефорум», где в 2008 году картина завоевала Гран-при. Но, несмотря на это, в преддверии большой телепремьеры, весь коллектив фильма «Савва» волнуется и надеется, что история жизни русского мецената найдёт отклик у современников.

Перед премьерой «Наше кино» обратилось к Евгению ГЕРАСИМОВУ с просьбой ответить на ряд вопросов.

Так родилось это интервью.

– Каким вам видится основная задача фильма?

– Основная задача – создать фильм-биографию человека, которому хотелось бы подражать. Не иконный лик некоего безупречного гражданина, а именно человека со всеми свойственными ему страстями, ошибками, нелогичными поступками, но при этом, безусловно, честного, преданного своему делу и своему Отечеству, глубоко верующему и верящему в то, что он делает.

– Что сегодня может подвигнуть человека стать именно меценатом, бескорыстным и увлечённым?

– Вопрос отчасти содержит в себе ответ. Главное – увлечённость. Увлечённость чем-то, что дорого и остаётся в душе. Савва Мамонтов в молодости окончил школу Ла Скала, но певцом не стал. И он использовал свой нерастраченный потенциал, огранив гений Шаляпина. В Италии он полюбил театр и живопись, и потом помогал артистам, художникам, пока имел для этого средства. И второй важнейший стимул для русского мецената – вера. Искренне верующий человек всегда помогает ближнему.

– Просматривается ли на площадке в режиссёре Герасимове политик? Если да, то в чём это выражается?

– Надеюсь, что нет. Мой персонаж в отличие от своего тёзки – Морозова – был далёк от политики, он предпочитал заниматься своим делом. Отчасти и беды его связаны с тем, что он слабо разбирался в подводных политических течениях и слишком доверял представителям власти, полагая, что они априори должны делать то, что полезно государству. На поверку всё оказалось совсем не так.

– Есть ли у Евгения Герасимова большая режиссёрская цель?

– Конечно есть, но говорить об этом пока рано.

– Над чем работает думская комиссия по культуре во время кризиса? Какие проекты сейчас в работе?

– Над тем же, что и в предыдущие четыре года. Финансирование бюджета по статье «Культура» на нынешний год сохранено на 82 процента. Это вполне достаточно для того, чтобы работать с полной нагрузкой. Например, 23 сентября Дума приняла новый городской Закон «О библиотеках и библиотечном обслуживании», над которым Департамент культуры и мы работали с начала года. Уже сейчас библиотекари из других регионов говорят, что это самый удобный для работы региональный закон из всех аналогичных. Сейчас началась работа над законом «О музеях и музейной деятельности». Его первое представление на правительстве Москвы запланировано на 1 декабря. Но надо сказать, что и кроме законодательной деятельности дел у комиссии хватает.

– В фильме показано, что Савва не просто меценат, но искренне увлечённый своими подопечными и их искусством человек.

– Да, повторюсь, с Морозовым их и сравнивать трудно. Морозов финансировал даже большевистскую партию. Мамонтов ничего подобного не делал. И хотя он действительно имел большую склонность к искусствам, был весьма успешен и в бизнесе. Мамонтов как раз такой человек, который талантлив во всём. Другое дело, что в дореволюционной России успех подобных людей, если они не принадлежали к дворянскому сословию, был очень зыбок. Когда видели, что выходец из купцов, крестьян, разночинцев успешен, честен, но и достаточно прост и где-то наивен, его норовили поймать на этой простоте и уничтожить как опасного конкурента. Достаточно вспомнить травлю Ломоносова. С неё, пожалуй, всё и началось. То же произошло и с Саввой Мамонтовым.

Обсудить в группе Telegram

Евгений Герасимов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS