Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 октября 2023 г.
Телеведение Pro & Contra

История с большой буквы

Семейный портрет на фоне Гражданской войны

04 октября 2023
Семья Брянцевых (Екатерина Вилкова, Евгений Цыганов и Анна Цветкова)

К 30-летию схватки между двумя ветвями российской власти на экраны вышел фильм Александра Велединского «1993», снятый на основе одноимённого романа или, скорее, повести Сергея Шаргунова.

Действие картины происходит осенью, в конце сентября и начале октября трагического года, события которого, если позволить себе реплику апарт для любителей истории, имеют парадоксальное сходство с не менее трагическими событиями двухсотлетней давности в Лионе, куда перекинулась революционная война между войсками Конвента и федералистами, восставшими против якобинской диктатуры.

Когда речь идёт о современных или недавних общественных конфликтах, первостепенное значение имеет позиция рассказчика – на чьей он стороне. В данном случае можно определённо сказать, что перед нами работа скорее историографа-летописца, нежели политически ангажированного человека. Выражаясь словами Тацита, фильм снят sine ira et studio, без ненависти и пристрастия (но не бесстрастно), что особенно важно в условиях, когда внутри России продолжается старое и возникло новое противостояние – правда, до сих пор бескровное. Тем не менее режиссёр, представляя фильм на премьере, полувсерьёз выразил надежду, что после просмотра зрители не подерутся.

Если же обратиться к «пространственной» позиции, с которой снята картина, то она не выходит с нижнего социального уровня десятидневной гражданской войны, верхи же представлены лишь в реальных телесъёмках того времени – иными словами, господа дерутся за кадром, а кадре трещат лишь чубы подданных. Это, конечно, авторский замысел, но он обедняет фильм в глазах зрителей, интересующихся тем, что происходит за дверьми верхних этажей государства, и что до сих пор не расследовано из-за амнистии участников антипрезидентского мятежа.

То, что творится внизу, в общем, понятно: разброд и шатания. Основные герои фильма – бывший технарь Виктор Брянцев (Велединский выбрал на эту двойственную роль Евгения Цыганова и лучше выбрать бы не смог), работавший в космической отрасли, а после распада нерушимого Союза потерявший место и вынужденный стать канализационным рабочим (оцените падение с небесных высей под землю); его жена Лена (Екатерина Вилкова), диспетчер в той же фирме, праздно мечтающая о собственном бизнесе; их дочь Таня (Анна Цветкова) в разгаре пубертата, немало досаждающего её родителям. Чуть поодаль – сосед Янс (везде уместный Александр Робак), на первый взгляд освоившийся в новом мире; бизнес-тренер Михаил (Максим Лагашкин), колоритные члены канализационной бригады Клещ и Кувалда, а также прочие действующие или бездействующие лица, время от времени попадающие в кадр и составляющие представительный спектр настроений своей среды. Уделено место также воображаемым сценам вроде тех, что были замечены в предыдущем фильме Велединского «В Кейптаунском порту»: то за рулём машины, где едет герой, окажется не кто иной, как К.Э. Циолковский, то сам Брянцев изобразит на Луне «лунную походку» Майкла Джексона, на чей концерт он не смог приобрести билеты, стоимость которых едва ли не больше его зарплаты.

Ельцин зачитывает указ о роспуске Съезда народных депутатов

Виктор, потерявший себя и почву под ногами, хотя и понимает, что систему, как в советском анекдоте, давно было пора менять, но склоняется к позиции съезда, то есть назад к социализму, Лену же, собравшуюся открыть в своём подмосковном доме пункт продажи гробов (!), тянет в неведомую капиталистическую даль. Словом, супруги почти буквально оказываются по разные стороны баррикад, между которыми монтажными скачками снуёт камера, – так что, будь на то воля режиссёра, это могло бы закончиться для героев иначе, чем кончилось. Однако в кульминационной сцене штурма телецентра от пули снайпера гибнет учительница (её едва ли случайно играет жена Велединского Виктория Смирнова), пришедшая посмотреть, как делается История с большой буквы. Сакраментальный вопрос «Кто первым открыл огонь?», как и в реальности, остаётся открытым, подобно вопросу, какая из сотен искр от костра зажгла лесной пожар.

PRO&CONTRA статья Александра Кондрашова: Мотивы преступления

Тэги: Фильм
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Курс на патриотизм

    27.03.2025
  • Оригинальная вторичность

    22.02.2025
  • Удар больной головы

    92 голосов
  • Замороженная любовь

    87 голосов
  • Интернациональный бокс Иерусалима

    75 голосов
  • Опала и триумф

    66 голосов
  • Фарт, фарш, фальшь

    52 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS