Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 июля 2015 г.
  4. № 29 (6517) (15.07.2015)
Искусство Культура

История слова и страны

Выпуск 6

15 июля 2015

Слово «Наири», на слух давно ставшее армянским, а по этимологии восходящее к ассирийским корням, прочно укрепилось и используется в армянском языке с незапамятных времён, которые ведут нас в самую глубь истории.

Несмотря на то что слово «Наири» как топоним до наших дней не сохранилось, оно широко используется как поэтическое название Армении. Вспомним «Страну Наири» Егише Чаренца и патриотический цикл стихов «Страна Наири» Ваана Терьяна, в которых авторы, идеализируя светлый образ родины, называют её страной «Наири». Известным писателем Вардгесом Петросяном была основана культурно-общественно-политическая газета «Еркир Наири», первый номер которой вышел в свет 4 февраля 1994 года... Не перечесть всех произведений армянской литературы и искусства, где «Армения» называется словом «Наири» – словом, выражающим не только любовь к древней стране, но и несущим в себе историческую судьбу народа, его память и веру.

В Армении ныне весьма популярны имена Наири и Наируи, что тоже говорит о живучести слова. Не будем забывать и о коньяке «Наири», который давно стал брендом.

Откуда берёт начало это столь благозвучное слово, ставшее таким родным для сердца каждого армянина? Обратимся к истории.


Топоним «Наири» в первый раз упоминается в текстах ассирийского царя Тукульти-Нинурта I (XIII в. до н.э.), которому противостояли предводители «43 стран» Наири (в ассирийских источниках они названы «царями»). Топоним «Наири» восходит к ассирийскому «нару» – река и может быть истолкован как «страна рек», каковой является Армения, расположенная у истоков Тиг­ра и Евфрата.

Через полтора столетия после Тукульти-Нинурта I «страны» Наири упоминаются в надписях Тиглатпаласара I (XII–XI вв. до Р. Х.), который называет Наири «обширной, не признающей господства и незнакомой страной». В некоторых первоисточниках Тиглатпаласара I упоминаются 60 и 30 «царей». В дошедшей до наших дней клинописи говорится о том, как Тиглатпаласар I достиг области Маназкерт на северном берегу озера Ван и в память об одержанной победе оставил надпись.

Клинописные источники ассирийского царя Ашшурнасирапала II (883–859 гг. до н.э.) рассказывают о четырёх крупных походах, которые он предпринял против Наири. Причём, если предшественники Ашшурнасирапала II всегда говорят о «союзе» нескольких стран Наири, то в одной части первоисточника Ашшурнасирапала говорится о «странах» Наири, а в другой части Наири представлена как единое государство. Ассирийские цари упоминают «великие города» Наири, «их богатство», «их многочисленные табуны коней и мулов, стада тельцов и их несметное земледельческое имущество». Все эти упоминания говорят о мощи и богатстве страны, которыми она обладала в тот период.

Исследование источников показывает, что в территорию, объединённую под названием Наири, входят бассейн озера Ван («Верхнее море», или «Море страны Наири») и области, расположенные к юго-западу от Вана, где существовало множество государственных образований, объединённых на конфедеративной основе (в клинописных источниках они названы «странами»). Одно из наиболее распространённых определений территориальной протяжённости Наири – это выражение «от Тумме до Дайаене», то есть от южных границ бассейна оз. Урмия до территории Тайка.

«Страны Наири» упоминаются также в клинописных источниках Адад-Нерари II (911–891 гг. до Р. Х.) и Тукульти-Нинурта II (890–884 гг. до Р. Х.).

Как единая страна Наири упоминается в надписях Салманасара III (859–824 гг. до Р. Х.), преемника Ашшурнасирапала.

Вместо топонима «Страна Наири», который упоминается с XIII в. до Р. Х., с 80–70-х гг. IX в. до н.э. на юге Армянского нагорья упоминается единое государственное образование Наири. Приблизительно в 830-х гг. до Р. Х. Сардури I основал столицу Тушпа (Тосп, Ван). В клинописной надписи, сделанной на ассирийском языке и рассказывающей об основании города, Сардури I предстаёт под титулами «великого царя, могучего царя, царя вселенной, царя страны Наири».

В дальнейшем титул «царь Наири» продолжили носить цари Ванского царства (Биайнили).

Согласно археологическим исследованиям, в XII–XI вв. до Р. Х. на Армянском нагорье наступает новая эпоха развития, которую в науке принято называть эпохой раннего железа. Эта эпоха ознаменовалась существенными переменами в общественно-политической жизни Армянского нагорья, обеспечившими переход с IX в. до Р. Х. к централизованному общеармянскому государству – Ванскому царству (Наири, Биайнили, Арарат, Урарту). «Урарту» является ассиро-вавилонским вариантом топонима «А(й)рарат». В ассирийских и вавилонских источниках Армения так называется с начала IX до первой половины IV в. до Р. Х. включительно.

Вступив на международную арену, Ванское царство сыграло исключительно важную роль не только в истории Армении, но и в истории всего Древнего Востока.

Артак Мовсисян, историк, кандидат исторических наук

Материал взят из книги «История Армении», готовящейся к изданию Институтом истории НАН Республики Армения

Тэги: Армения
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На перекрёстках эпох

    08.12.2021
  • Русофил из Еревана

    10.09.2021
  • Турецкий марш – 2020

    25.11.2020
  • Возвращение

    17.11.2020
  • Цена прозрения

    17.11.2020
  • На твоих рубежах полыхают пожары…

    86 голосов
  • Светоч просвещения

    29 голосов
  • История армян Москвы

    23 голосов
  • В Ереван, к Зорию Балаяну

    21 голосов
  • Флагман общественной дипломатии

    20 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS