Это случилось в июле 1982 года в Новосибирске в большой и дружной семье. А началась эта история в июле 1941-го. Тогда никто ещё не знал, что начавшаяся война коснётся каждого. Вне зависимости от того, где ты жил – в Киеве, Мурманске или на Дальнем Востоке. В Сибири не было войны, но в каждом парке обелиски…
Июнь 1941 года. Из европейской части России в Сибирь везут эшелонами оборудование, машины, рабочую силу. Чтобы обеспечить своевременный ремонт железнодорожных путей, Мочищенский щебёночный завод работал круглосуточно. Летом 1941 года на завод из Курска приехала группа молодых ребят. Среди них был Алексей, статный красавец, который сразу же влюбился в живущую в этом же посёлке яркую кареглазую девчонку, Надежду. Молодость брала своё, несмотря на весь ужас военного времени.
Вскоре начали формироваться Сибирские дивизии, и приехавшие ребята записались добровольцами. Добровольцами ушли на фронт и десятиклассники – первый выпуск новой поселковой школы. Двенадцать короткостриженых мальчишек. Ни один из них не вернулся домой. У школы стоит обелиск, и каждый год 9 мая весь посёлок собирается здесь, чтобы вспомнить каждого павшего героя.
В Сибирские дивизии ушли два брата Надежды: старший брат Давид и средний – Николай. Старший брат пропал без вести в 1942 году. Николай прошёл всю войну пехотинцем, несколько раз был ранен, но вернулся живой.
Практически сразу после начала Великой Отечественной войны в военные комиссариаты сибирских городов пришли сотни тысяч добровольцев, среди которых были рабочие, крестьяне, жители таёжных заимок, охотники. В сформированную в Новосибирске 24-ю армию вошли не только новобранцы, но и солдаты и офицеры резерва, имевшие реальный боевой опыт. Было сформировано семь стрелковых дивизий, две танковые, дивизия народного ополчения, моторизированная дивизия, десять артиллерийских полков, а также полки ПВО и РГК. В октябре 1941 года 24-я армия почти полностью погибла под Вязьмой, но благодаря массовому героизму сибиряков и оттягиванию ими на себя крупных танковых сил противника страна сумела мобилизоваться и в корне переломить ход военных действий.
Из рассказа Надежды Ивановны: «На заводе были организованы торжественные проводы добровольцев. Играл оркестр, говорили напутственные слова, плакали, обнимались. А потом мы большой компанией отправились на вокзал пешком. От завода до вокзала десять километров! Пели песни, целовались, смеялись. Ребята обещали победить и вернуться, девчата обещали ждать».
Надежда регулярно получала весточки от Алексея, отвечала на них, а потом… Потом в столовой Мочищенского щебёночного завода, где она работала, Надежда познакомилась с Владимиром. «Полюбила – и всё» – так говорила она про эту встречу.
Согласно всероссийской переписи 1917 года, семья Владимира Буровцева была обеспеченной: 55 десятин земли, 12 лошадей, 11 коров, более 40 овец. После Октябрьской революции семья распродала своё хозяйство и в 30 е годы вступила в колхоз. Но 8 марта 1938 года «тройкой» Управления НКВД по Алтайскому краю отец Владимира, Сергей Фёдорович, был осуждён как участник контрреволюционной повстанческой Трудовой крестьянской партии (ТКП) на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. 7 февраля 1940 года срок наказания был снижен до 3 лет, так как ТКП не существовало, но Сергея Фёдоровича уже не было в живых – он умер ещё 14 декабря 1938 года, а семья получила извещение о смерти и реабилитации только 3 сентября 1954 года. Владимир в течение 16 лет носил обидное звание «сын врага народа», не был призван в Красную армию, а был направлен на трудовой фронт – в Новосибирск на строительство военного аэродрома, затем переведён на Мочищенский щебёночный завод.
Надежда очень сочувствовала Владимиру, жалела его, и в ноябре 1944 года они поженились. Надя честно написала Алексею, что она вышла замуж: «Не дождалась тебя, прости, полюбила другого».
В 1982 году в Новосибирске отмечалось сорокалетие формирования Сибирских дивизий и ветераны съезжались со всей страны. В это время в семье Надежды и Владимира было четверо взрослых детей и семь внуков. Надежде Ивановне на тот момент было почти 60. И вдруг приходит письмо. От Алексея. Свекровь, вспоминает жена старшего сына, была сама не своя, Владимир ворчит. Оказывается, к Надежде Ивановне, к матери, бабушке и моей свекрови, приезжает «жених». Какой жених, откуда жених?
Моя свекровь была образцовой женой, матерью, бабушкой. Имела высочайший авторитет в многочисленной родне. И вдруг выясняется, что она не дождалась Солдата с Войны!! Как же так?!
Не нам судить!! Не мы ждали солдат. Не нам приходили похоронки, и не к нам возвращались безногие и безрукие, изломанные. Да, шла война, но жизнь продолжалась. Люди встречались, влюблялись, бегали на танцы, женились и рожали детей.
Алексей писал, что приезжает на сорокалетие образования Сибирских дивизий. На семейном совете решили его встретить и пригласить погостить. На вокзал поехали Надежда с мужем и старший сын. В доме накрыли большой стол и пригласили тех, кого мог помнить Алексей, ему представляли всех по очереди, а он видел только Надежду, ей рассказывал свою жизнь. Живая его любовь витала в воздухе. Как будто не было этих 40 лет. Моя свекровь в его глазах была всё той же красивой любимой женщиной.
Из рассказа Алексея: «Нас привезли на фронт. Переодели, переобули, вручили по лопате и направили в окопы. Винтовка была одна на шесть человек. Когда погибал боец с винтовкой, винтовку передавали следующему бойцу. Было очень холодно, голодно и страшно. Я умел водить машину, и когда в части убили шофёра, попросился на его место. Всю войну возил продукты, раненых, боеприпасы. Я так тебя любил и так мечтал вернуться, что это меня спасло. И Бог меня уберёг.
После твоего письма о том, что ты меня не ждёшь, вернулся в Курск. Долго, очень долго переживал, потом женился. У меня два сына. Тебя никогда не забывал, всегда мечтал приехать и увидеть. Два года назад моя жена умерла. Дети взрослые, я живу один».
Рассказывал он это при всех, не стесняясь и никого не замечая. Он весь светился изнутри, это была любовь...
Алексей гостил три дня. Днём ездил на торжественные мероприятия, на встречу с ветеранами, вечерами ужинали всей семьёй, гуляли, разговаривали. На третий день стало заметно, что муж Надежды Ивановны стал раздражительным. Нервничает, ворчит, намекает, что гостю пора и честь знать.
Заволновался… как бы не увезли его Наденьку. Любовь… Но выдержал с достоинством, никакого скандала. На четвёртый день собрали торжественный ужин, и Алексей уехал. Писем больше не писал, и неизвестно, когда он умер и где похоронен.
А Надежда и Владимир в 1994 году отпраздновали золотую свадьбу и обвенчались. Надежда Ивановна даже в советские времена самым главным праздником считала Пасху. За неделю до праздника начинала подготовку: запасала продукты, стряпала куличи, красила яйца, ждала гостей. Очень уважительно в семье относились к памяти предков, регулярно посещали кладбища, мыли памятники, сажали цветы. Посетить кладбище в родительский день было святым делом.
Заельцовское воинское кладбище – мемориал советским воинам, умершим от ран в госпиталях Новосибирска в 1941–1945 гг. В годы войны город был одним из конечных пунктов, куда уже в 1941 г. стали прибывать санитарные поезда с ранеными защитниками Москвы. Многих, увы, не удавалось спасти. На главной площади мемориала установлен памятник «Раненый воин» работы новосибирского скульптора, заслуженной художницы РСФСР В.Е. Семёновой. Выполненная из серого искусственного гранита скульптура представляет собой четырёхметровую фигуру лежащего воина, приподнявшегося в последнем смертельном порыве, помещённую на небольшой постамент.
Каждый год в День Победы дети и внуки Надежды и Владимира возлагают цветы к памятнику «Раненый воин» и поминают братьев Надежды Давида и Николая, «жениха» Алексея и ребят – выпускников школы № 93, воинов Сибирских дивизий.
Владимир Буровцев, ректор Дальневосточного университета путей сообщения, председатель регионального отделения РВИО Хабаровского края, доктор экономических наук
Светлана Буровцева, кандидат экономических наук
В ТЕМУ
В 1941 году столицу Советского Союза обороняли 17 сибирских дивизий, 2 сибирские стрелковые бригады, отдельные полки и батальоны лыжников. Да, именно этих лыжников видел каждый, кто смотрел кадры парада на Красной площади, проводимого в 1941 году в Москве. Для немцев эти лыжники стали настоящим кошмаром, так как действовали лыжные батальоны в немецких тылах, уничтожая их колонны и коммуникации. За заслуги во время обороны Москвы 32-я, 78-я, 82-я, 93-я, 119-я, 133-я стрелковые дивизии, 29-я и 79-я стрелковые бригады получили звание гвардейских.