Мы много спорим о том, как избежать просчётов в школьном и семейном воспитании, что и как надо рассказывать детям, молодёжи, чтобы на смену предыдущим поколениям приходила достойная смена… А может, нет надобности голову ломать, а нужно просто ПОМНИТЬ?.. Помнить о героях, совсем юных Александре Матросове или Зое Космодемьянской, помнить о мужестве защитников Брестской крепости и самоотверженности бойцов Сталинграда…
Сегодняшний гость «ЛГ» – Елена Стельмах, первый заместитель председателя Союза писателей Беларуси, публицист, литературный критик, детский писатель. А разговор наш начался с вопроса о том, как в творческой организации белорусских литераторов сохраняют память о Великой Отечественной войне, какие приоритеты выбраны в сфере исторического воспитания общества.
– Елена Анатольевна, в Беларуси 2022-й – Год исторической памяти. Что это значит для писательского сообщества? Как вообще вы относитесь к такому определению в части главного государственного приоритета?
– Недавно у нас была своеобразная трилогия – три года в жизни страны были обозначены как Год малой родины. В 2021-м у страны появился государственный праздник – День народного единства. И вот нынешний год – Год исторической памяти. Мир рушится из-за беспамятства. Из-за того, что забываются злодеяния и уходят в тень сами понятия мужества, честных принципов в отстаивании справедливости. У россиян, у белорусов, у всех людей, выдержавших фашистскую агрессию, не сломившихся перед страшнейшим испытанием, Великая Отечественная останется в сознании навсегда. Но сколько попыток поменять повестку исторической памяти осуществляют те, кто в то время являлся фактически зрителем, кто соучаствовал в процессах в зависимости от своих интересов, от политического момента, в зависимости от того, куда подует ветер, кто окажется сильнее. Год исторической памяти в Беларуси – это позиция нашего президента, стремление нашего общества вернуть мир всему миру.
Мы в Союзе писателей запланировали на 2022 год целый ряд знаковых мероприятий, которые и активность наших коллег покажут, и привлекут к участию в них общественность, прежде всего – школьников, студенческую молодёжь.
– Какие программы в этой связи можно выделить особо?
– Во-первых, по стране путешествует Республиканский литературно-патриотический проект «Вижу Беларусь такой» – передвижная фотовыставка, подготовленная членом национального Союза писателей Владиславом Цыдиком. К работе выставки, её презентациям привлекаем поэтов, которые читают свои стихотворения о войне, о Родине. Привлекаем литературную молодёжь из регионов. Уже побывали в Зельве, Узде, собираемся в Гродно, Молодечно, другие города и веси, особенно сопряжённые с военной памятью.
Во-вторых, в мемориальном зале Союза писателей в Доме литераторов проводим Уроки мужества. Наиболее авторитетные писатели, те прозаики, поэты, публицисты, кто пишет о Великой Отечественной войне, встречаются с молодёжью, знакомят со своими произведениями.
Очень много инициатив реализуется в белорусских регионах. Конечно же, здесь больше всего активности проявляют областные отделения Союза писателей. И как не проявлять – ведь адреса-то особенные! В Бресте площадкой для многих проектов становится музей Брестской крепости. Кроме того, в Бресте придумали региональный конкурс «Слёзы сестёр Хатыни» – на лучшее стихотворение и лучшее эссе. Его участники расскажут о сожжённых фашистскими карателями деревнях, которые попали в это пекло на Брестчине.
Хотелось бы также отметить прозаика и публициста Александра Волковича, благодаря которому в свет уже не один год выходит историко-краеведческий альманах «Астромечевская рукопись». Каждый номер этого квартального издания Александр стремится насытить очерками, художественными повествованиями о Великой Отечественной. Альманах презентуется во многих школах, библиотеках. Опубликованные на его страницах исторические материалы о местных деревнях, о близких к ним сражениях западают в души читателей, запоминаются. Поэтому такая самоотверженная, многолетняя работа Александра Волковича заслуживает самых добрых слов и высоких оценок. Думаю, подобная инициатива и другие регионы будет стимулировать к деятельности по восстановлению памяти о трагических событиях военных лет.
Вообще, главная цель всех этих мероприятий – подтолкнуть писателей к военной теме в своём творчестве. В Беларуси в Год исторической памяти опубликовано множество новых документов о зверствах фашистов, какие-то факты раньше были известны только архивистам… Вот читаю в недавно вышедшей книге «Без срока давности. Беларусь: преступления нацистов и их пособников против мирного населения на оккупированной территории БССР в годы Великой Отечественной войны. Брестская область»: «…23 сентября 1942 г. к 7 часам вечера во двор детского дома прибыла 5-тонная автомашина с 6 вооружёнными немцами в военной форме. Старший из группы немцев, Макс, объяснил, что детей повезут в Брест, и приказал сажать детей в кузов автомашины. В машину было посажено 55 детей и воспитательница Грохольская Пелагея. Из посаженных в автомашину детей Шехметова Тося, 9 лет, слезла с машины и убежала, все остальные 54 ребёнка и воспитательница Грохольская были вывезены в направлении ст. Дубица, 1,5 км от дер. Леплевки. На пограничной дерево-земляной огневой точке, расположенной на расстоянии 800 м от р. Западный Буг, автомашина с детьми остановилась. Дети были раздеты (о чём свидетельствует наличие детского белья на возвратившейся автомашине) и расстреляны».
Это – о детском доме в Домачеве, совсем рядом с Брестом. Разве мы имеем право забыть такое?!
– В Беларуси всегда были сильны традиции военной прозы…
– И военной прозы, и публицистики, и поэзии. На мой взгляд, сейчас важно переиздать все эти книги или хотя бы часть их… И сборник свидетельств людей, выживших в аду сожжения их родных деревень, их близких «Я – из огненной деревни» Алеся Адамовича, Янки Брыля, Владимира Колесника. И книгу детской памяти о войне «Никогда не забудем», и стихотворения Аркадия Кулешова, Пимена Панченко…
– Какие авторы сегодня пишут о военной драме, о Великой Отечественной войне?
– Алесь Казеко из Могилёва создал поэму о трагедии в деревне Борки Кировского района. Сожгли дома, сожгли людей, но память невозможно уничтожить. Алесь Казеко не только написал поэму, уже не единожды переиздававшуюся, он ещё вместе со своими коллегами создал театрализованную постановку и выступает с ней по многим адресам Могилёвщины. Кстати, в этом регионе помнят и легендарного русского советского писателя Константина Симонова, прах которого развеян на Буйничском поле, где в 1941-м шли кровопролитные бои. Наши могилёвские коллеги и в этом году проведут в честь Буйничского поля как символа мужества советских солдат, в честь Константина Симонова международную патриотическую акцию «Это нужно не мёртвым! Это надо живым!».
Много интересных инициатив проявляется в Витебской области, писательскую организацию которой возглавляет известная поэтесса Тамара Краснова-Гусаченко. Широкий резонанс вызвала её трилогия «Письма с фронта». В основе произведения – судьба семьи Тамары Ивановны. Два брата отца и два брата матери погибли, защищая Беларусь и Польшу. Жена одного из них, оставшись с четырьмя детьми, всю жизнь писала мужу письма. Эхо войны отозвалось в трогательных строках – трагических, но жизнеутверждающих. Заканчивается трилогия словами, актуальными и сейчас: «Ведут победители вечный бой за истину, за Отчизну».
– Беларусь от немецко-фашистских захватчиков освобождали сотни тысяч сыновей и дочерей со всех концов Советского Союза, сотни тысяч россиян. И были среди них замечательные русские поэты, прозаики.
– Мы помним об этом. И знаем, что наряду с Константином Симоновым фронтовыми дорогами Беларуси прошли Алексей Сурков, Евгений Воробьёв, Михаил Матусовский, Осип Колычев, другие поэты многонациональной России. Здесь погибли Али Шогенцуков, Филипп Кедров… А сколько написано русскими поэтами о «боях-пожарищах» на Витебщине, под Минском, на Гродненщине, Брестчине… А такие строки разве можно забыть: «Под Полоцком / было так: / мутная Полота, / лес подобстрельный, редкий, / а я – / Командир разведки. / На берегу Полоты / я ещё был молодым. / На берегу Полоты / мы сколотили плоты, / автоматы, гранаты – на пояс. / Разведка / уходит / в поиск…»
– Григорий Куренёв?
– Да. И таких строк с «белорусскими адресами», цепляющих сознание, заставляющих чужую фронтовую и художественную память сделать своей, сделать предметом настоящего, честного осмысления, – немало. Мы уже давно говорим о том, что надо бы выпустить антологию, составленную из подобных стихотворений. Думаю, что подготовка такого издания тоже станет частью нашей работы в Год исторической памяти. Отношение к Великой Отечественной войне сегодня – мерило нравственного, гуманистического характера всей художественной литературы. Давайте не будем это забывать!
Беседу вёл Игнат Павлов
Памятник солдатской славы мемориального комплекса «Буйничское поле» Марина Круглякова / ИТАР-ТАСС