Казалось бы, читательская аудитория последних трудов петербургского писателя Николая Коняева – небольшой круг любителей истории или же поклонников его творчества. Только вот деталь: в полемике относительно сегодняшних мировых событий часто беру в руки книги Николая Михайловича, увы, уже ушедшего из жизни, и зачитываю моим оппонентам его мысли, записанные ещё в 2016–2017 годах, о событиях многовековой давности. И если ещё в начале этого года часто цитировала страницы «Рождения и краха Великой Скифии», то февральско-мартовские дни 2022 года лучше просматриваются из… V века с окраин Священной Римской империи. О её взаимоотношениях с другими племенами и народами и рассказывает книга «Переселение народов».
Но прежде чем коснуться конкретных цитат из книг, приведу дневниковые записи автора, которые он сделал во время работы над ними.
24 сентября 2017 года
За последний год прочитал столько книг, сколько, наверное, не прочитывают за весь курс обучения в институте. И все по древней истории. Чрезвычайно много нового узнал. Но при этом никак не могу избавиться от ощущения, что на исторических факультетах учат не истории, а постижению подковёрных технологий «официозной большой истории».
Итак, в 395 г. н.э. неведомое ещё тогда цивилизованному миру племя гуннов пересекло Кавказ через Дарьяльский проход и направилось в Азию. Армения, Сирия, Каппадокия, Антиохия. Воинственных «звероподобных» гуннов мир с ужасом ожидал у стен Палестины. Блаженный Иероним Стридонский, создатель Вульгаты – латинского перевода Библии, так живописал страх, охвативший людей, так красочно передал зверства неведомого народа, что мир безоговорочно поверил авторитету блаженного Иеронима, окутавшего имя гуннов «запахом серы». Гуннов летописец под стенами Иерусалима так и не увидел, но для цивилизованного мира это было не так важно.
В эти же самые годы грабежом и убийствами занимался другой народ – готы. И древние авторы описали это подробно и живо. Но вот ведь какая странность – древние «журналисты» каждый раз находили им оправдания.
Из книги «Переселение народов»
«Странно, что для самых жестоких и неприглядных деяний, совершаемых готами, у историков находятся объяснения, которые в самой своей дикости – готы опасались, как бы от длительного мира не ослабела их сила! – вполне удовлетворяют читателя, проникнутого идеями западноевропейского гуманизма.
Всё-таки неправильно обвинять блаженного Иеронима в том, что он первым развернул кампанию лжи и клеветы, направленную против гуннов. Да, ему поверили, потому что необходимо было переписать на кого-нибудь злодеяния, совершаемые готами…»
Причиной столь необъективного взгляда Рима на разные окраинные народы, по мысли автора, стало деление варваров на своих и чужих. Готы – свои варвары, по мере разрастания Римской державы имеющие возможность стать федератами и полноправными членами империи. У гуннов такого права не было априори. Потому что они были чужими варварами.
«…Если взглянуть на дело непредубеждёнными глазами, то нельзя не признать, что, изгоняя готов с захваченных ими территорий, гунны объективно выступали как освободители Страны Степей. И так получилось, что, освобождая её, гунны восстановили единство страны в том самом виде, в каком дал Господь это жизненное пространство местным племенам и народам, а это и для Рима, и для Византии, и для всей Западной Европы было совершенно неприемлемо. Народы, совершившие это, не имели в глазах Западной Европы никакого оправдания».
Страна Степей – так обозначил Николай Михайлович территорию, на земле и отчасти глубинной идеологии которой возникнет позже Российская империя. Нет, он не сравнивает древнее государство гуннов с нашей страной и тем более гуннов со славянами. Автор рассматривает внезапно появившийся и так же внезапно исчезнувший с мировой политической карты народ как Божий Бич, призванный Им для защиты рубежей Страны Степей. Это происходило в то самое время, когда Великая Скифия, выдержав натиски самых мощных армий мира, растворилась во времени, опутанная греческой идеологией и стремлением скифской знати к роскоши.
«…Несмотря на миролюбие гуннов, вышедших на Дунай, несмотря на готовность их приходить на помощь, и Восточная, и Западная империи не только не признавали гуннов своими равноправными соседями, но делали всё, чтобы разрушить Гуннский союз племён. Сея родовую вражду внутри Союза, они отрывали от него всё новые и новые куски. Политического опыта для этого империям было не занимать, мастерство интриг, проводимых ими, было непревзойдённым, а новый Союз Страны Степей и в самом деле был весьма аморфным. Уход аланов, безусловно, стал тяжелейшим ударом для него. К середине V века ясным стало, какими трагическими последствиями для самих империй обернулся этот уход, но и это не заставило их прекратить направленную против гуннов подрывную работу».
Гунны, конечно же, были жестоки и беспощадны. Впрочем, как и весь древний воинственный мир. В однодневных битвах гибли десятки тысяч человек, и реки крови – термин не метафорический. В метаниях по Евразии племена и народы как могли отвоёвывали себе земли, грабили, продавали в рабство более слабых. Но, судя по «дайджесту древних таблоидов», одним было это позволительно, потому что свои, другим – чужим – понимания не полагалось.
…Листаю дневниковые записи Николая Михайловича Коняева (1992), опубликованные в книге «Святые и лихие девяностые». Как точно ещё тогда, ровно 30 лет назад, он определил те чёрные дыры, куда затянуло нас желание стать своими для тех, кто навсегда определил нам быть чужими:
Из книги «Святые и лихие девяностые»
«Россия всё-таки вступила в Международный валютный фонд. Хорошо и должно учиться: но горе… народу, который будет всегдашним учеником…», – вспомнил я слова Н.М. Карамзина из его сочинения «О любви к Отечеству и народной гордости»… Воистину «народу, который будет всегдашним учеником» только горе достанется… Или Международный валютный фонд». (30 апреля 1992 г.)
«…Сейчас, кажется, вообще последние времена наступают. Совет Безопасности ООН принял резолюцию об экономических санкциях к Югославии. По настоянию США Россия тоже присоединилась к этим санкциям. Ещё сегодня, как рассказывали в новостях, Россия передала Грузии военно-морские базы в Батуми, Поти и Очашчири с базирующимися там кораблями…» (30 мая 1992 г.)
Как говорится, без комментариев.
Напоследок лишь пронзительно-предупреждающий аккорд из уже упомянутого «Переселения народов» Николая Коняева, самые финальные строки:
«…И, вглядываясь в историю Гуннского союза и гибели его, невольно отмечаешь параллели и с нашим временем… Можно спорить, правильно ли поступали в том или ином случае гунны, но очевидно, что они действовали не только продуманно, но и чрезвычайно миролюбиво. Другое дело, что сами руководители римских империй, развивая дружественные отношения с гуннами, понимали эту дружественность по-своему.
Вербуя «варварские» подразделения на имперскую службу, они эгоистично стремились обеспечить и до поры до времени обеспечивали свою безопасность в тревожные десятилетия.
При этом их не только не останавливало то, что они сталкивают между собою народы, которые помогают им, но, напротив, они всё делали для того, чтобы подобные столкновения происходили как можно чаще и чтобы они были как можно более кровавыми. Трудно назвать вековой мудростью эту политическую хитрость, но ведь и этим дело не ограничилось…
Они отняли у гуннов не только силы, но и само честное имя их, приписав им преступления, которых они не совершали.
«Итак, гунны заняли Паннонию без войны, при поддержке многих племён, среди которых, вероятно, были анты и руги, – писал Лев Николаевич Гумилёв. – Вот так выглядело «губительное вторжение гуннских орд». Но ведь историю писали потомки Каина о потомках Авеля, так чего с них спрашивать?»
Действительно, чего с них спрашивать?
В XXI веке для нас, живущих на отвоёванной гуннами у готов земле, этот вопрос не нуждается в поисках ответа. Мы видим, как легко чёрное становится белым, а белое чёрным, как мгновенно забывают потомки Каина о правде и истине, если только это направлено против нас, если это нацелено против народов нашей страны…
Историю и сейчас пишут потомки Каина…
Наталья Цуканова
Цитатник
…Неведомо откуда явилась сила, способная противостоять Риму, покорившему весь мир, противостоять и его военной мощи, и его дипломатическим интригам. Только спустя несколько столетий, в V–VII веках, когда в средневековых сочинениях Аттилу начинают называть Бичом Божиим, или Гневом Божиим, возникло понимание, что явление его не было случайным и само появление гуннов следует рассматривать в контексте всей европейской истории, как ответ на стремление Запада к мировому господству…
Николай Коняев. «Переселение народов»