Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 марта 2021 г.
Литература

Истуканы в поисках смысла

17 марта 2021

Андрей Рубанов. Человек из красного дерева: роман. – М: Издательство АСТ, Редакция Елены Шубиной, – 2021. – 507 с. – 7000 экз. – (Проза Андрея Рубанова).

Недавно вышедший и уже прочимый в финал «Нацбеста» роман начинается как герметический детектив, развивается как остросюжетный триллер и обрывается подвисшим в воздухе вопросом, в котором можно усмотреть драму с големическим мифом в развязке. Художник уходит, оставив мир на своё злое творение, причём (Франкенштейн отдыхает) феминное, сулящее, по всей видимости, какой-то безнравственный матриархат.

Начинка этого пирога самая разнообразная – тут и притча об участи творца, и фантазийное переизобретение славянской мифопоэтики, и даже показавшийся кому-то полемичным по отношению к советскому фельетону сюжет с анти-Буратино: прекраснодушные герои стоически терпят фиаско – привет «красному графу» и его триумфатору – пикаро, сдёрнувшему в финале завесу с сектантского, карабасова театра будущего...

Фабула завязывается в захолустном селе «Чёрные столбы» – из дома коллекционера Ворошилова пропадает голова деревянной храмовой статуи Параскевы Пятницы. Зачем её украли? Ни пропить, ни продать... Выясняется, что кражу совершили обретшие плоть языческие «истуканы», покровители ремёсел и наук, натурфилософские души явлений, идей и вещей. Отвергнутые, сожжённые и изрубленные в щепки при Петре, некоторые из них чудом уцелели. Теперь живут наособицу меж людей – работают на мебельной фабрике, ведут блоги и даже преподают на кафедре. В духе русской утопии древние «deities» ищут своё предназначение, мечтают услужить отечеству и человеческим собратьям, а заодно воспроизводят себе подобных, собирая по фрагментам статуи и вдыхая в них жизнь. Одна незадача: Параскева оказалась вовсе не домовитой раннехристианской святой, а разнузданной политеистической хтонью Марой – богиней плодородия и судьбы Мокошью в ипостаси смерти, «Недоли».

Изобретающая новую социальность философско-фантазийная притча Рубанова знаменует важный этап. Перекликаясь с другими этапными романами – «Репетициями» Владимира Шарова и «Библиотекарем» Михаила Елизарова, – книга занимается изучением корней нашей ментальности, но не с точки зрения преемственности классической или советской традиции, постмодернизма или «нового реализма», а в пространстве эйфорического подвешенного состояния внутри нынешнего литературного «безрыбья», готового взорваться символистским ренессансом.

Скуповатый до анчуток и финистов текст обнажил нерв Рубанова-рассказчика, обладающего даром создавать неожиданные повороты повествования, когда новые завязки и обстоятельства не утомляют, а масштабируют историю, открывают новые измерения.

Это многомерный, дополняющий реальность 4-D роман – то, до чего не смог дотянуться чуткий, филологически настроенный Елизаров, понимающий, что психология каждого персонажа гораздо объёмнее его роли в сюжете. Здесь, вообще-то, обнаруживается относительная слабость Рубанова – психологии в его героях почти не просматривается, есть только воля и характер, способность работать даже не в ансамбле, а во взаимодействии атомарных частиц, образующих правильные жёсткие решётки. Однако их центробежная активность не рождает ни взрыва, ни вселенной. Бесконечно отзывчивые, работающие не покладая рук деревянные люди замахиваются на евгенику, но способны издавать лишь стук, всхлип благородного старого материала, который и проницает весь этот роман.

Ловушка в том, что книга, которую можно принять за реконструкцию славянской старины с прицелом если не на «нацбилдинг», то на очередную рефлексию над загадкой русского характера (разгадка в данном случае – Левша), на самом деле является творческим кредо автора: художник влеком своими замыслами, он творит в темноте. Лишённая понятия греха архаика лишь обостряет оптику – если Умберто Эко умел посмотреть на огонь глазами средневекового монаха, видевшего в нём пожирающее души грешников очистительное пламя, Рубанов наблюдает за фабулой как язычник – любуется мистериальным взаимодействием стихий. Разгневанная богиня плодородия не зла и не добра, она амбивалентна и проявляется в динамике. Миссии у творца нет и быть не может – он подчинён чужой воле, воплощает образы и идеи, рождающиеся в его голове вне самопознания, из ниоткуда и уходящие в никуда. Естественно, на этом пути нет ни закона, ни благодати – творчество самоценно, оно открывает новые земли и новые небеса.

Дарья Ефремова

Тэги: Андрей Рубанов Дарья Ефремова
Обсудить в группе Telegram

Дарья Ефремова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Богово колесо

    13.04.2021
  • Прямая дорога ведёт на кладбище

    06.04.2021
  • Сопоставление миров

    09.03.2021
  • Осенний «ЛиТР»

    14.10.2020
  • Точка свечения

    11.09.2019
  • Код изнанки бытия

    14 голосов
  • Сопоставление миров

    10 голосов
  • Прямая дорога ведёт на кладбище

    10 голосов
  • Осенний «ЛиТР»

    9 голосов
  • Отмывание денег глазами писателя

    6 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS