Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Италия: остановленные мгновения

01 января 2007

НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

Венеция под снегом  фото: Уго МУЛАС

Лето в июле – в самом разгаре. Лето знойное, сочное, спелое, как черешня. Наверное, такое же жаркое, как на Аппенинском полуострове, невольно подумала я, увидев рекламу выставки «Итальянская фотография 30–70-х гг.».
…Вхожу в просторный зал Манежа и сразу понимаю: это не просто очередная выставка из частной коллекции – здесь всё дышит эпохой. Перехожу от одной фотографии к другой и открываю для себя Италию. Не ту, что знакома нам по памятным открыткам и сувенирам, пахнущую терпким вином, оливковым маслом и морем.
Тринадцать известных итальянских мастеров фотографии представили здесь свои работы. Они снимают по-особому. Италия – огромное зеркало, в котором каждый находит своё отражение. На этих снимках она – и в неспешной прогулке по узким улочкам, и в лицах людей, что сидят за столиками винных баров после длинного рабочего дня…
Глядя на снимки Джорджо Авигдора, понимаю, насколько могут быть притягательны и интересны лица людей. Показалось даже, что это за тобой наблюдают выхваченные из толпы их глаза, рядом с тобой двигаются их фигуры, оживают их образы. Я по-другому начинаю воспринимать привычные для житейской запылённой реальности ситуации. Молодой отец, идущий по многолюдной улице с ребёнком на одной руке и с неподъёмным чемоданом в другой. Подросток лет шестнадцати в явно большой для него шинели, сидящий на берегу реки, случайным поворотом головы и безмерным одиночеством в глазах ненароком заставляет задуматься о проблемах, пусть даже самых незначительных в жизни каждого из нас. Пожилой покупатель в винном магазинчике своим приподнятым настроением, смешливым взглядом и забавными морщинками вокруг глаз будит во мне сомнение: а может, действительно «in vino veritas»?
Воскресенье в Турине. 1950-е фото: Джорджо АВИГДОРПоражает запоминающийся цикл работ Антонио (Нино) Мильори «Стены». Оборванные объявления, надписи мелом, краской, углём – всё то, что без труда можно обнаружить в обшарпанных переулках, на стенах заброшенных зданий. Эти стены – безмолвные укоры, напоминающие о тяжёлых годах войны.
Интересна «игра в прятки» с буквами Альфредо Камиза в его «Городском алфавите». Он словно выпрыгивает из-за поворота, находясь долгое время в засаде, и, застав испуганную букву врасплох, запечатлевает её. Казалось бы, ничего особенного. Буквы как буквы. А после «Городского алфавита» как-то по-другому начинаешь смотреть и на свой город, стараясь найти в нём что-то простое и неприметное с первого взгляда. Присматриваешься в надежде увидеть то, на что обычно не обращаешь внимания, проходишь мимо…
Глубина души человеческой – в работах Уго Муласа. Будь то просто человек, увлечённо красящий забор, или отдыхающий в дешёвом кафе. Это неважно. Даже в трущобах, на фоне развалившихся домов, он не хочет замечать нищеты, болезней, одиночества – на нас смотрит, полуулыбаясь, пожилой человек, а рядом с ним два детских самолётика – воплощение детской несбывшейся мечты. А фотография, запечатлевшая человека, везущего пустую телегу по ночной дороге, содержит некий философский подтекст. Мне представляется, что это обобщённая фигура Человека, бредущего по дороге жизни.
Работы Марио Джакомелли… Этот фотограф сумел увидеть среди времени Миг, среди толпы – Джузеппе КОВАЛЛИЧеловека. Он был нелюдимым художником-отшельником. А его снимки остаются недооценёнными. Ведь он никогда не шёл на поводу – ни у искусства, ни у общественного мнения. Лишь слушал своё сердце, и оно его ни разу не подвело. Джакомелли снимал человека таким, каким его воспринимал, с его неповторимым внутренним миром и психологией. Взять, к примеру, цикл «Придёт смерть, и у неё будут твои глаза», посвящённый трудной жизни в приюте для престарелых. Во взглядах брошенных стариков – человеческие страдания. Чувство безысходности, безнадёжности, ненужности. Страдания отпечатались на их лицах. И боль закрыла глаза чёрной тенью. Тут внутри каждого из нас что-то да дрогнет, будто застывший упрёк адресован именно нам.
Это был человек, который говорил о фотографиях как о шрамах, для которого фотокамера была способом посмотреть в лицо собственным страхам. Джакомелли – алхимик, который дал бессмертие своим снимкам.
…Это потрясающе: я переступаю порог – и покидаю Италию. Несколько мгновений – и вот я вернулась в Москву. И для этого не надо было заранее оформлять визу, покупать дорогие билеты и бояться, что ваш багаж не долетит, затеряется где-то среди воздушных трасс. 

Захватывающее путешествие совершила Ксения ЛИСТИКОВА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS