В Музее современной истории прошла выставка «Европейская история». Эта экспозиция открыла в музее новый сезон. Среди серой и холодной осени москвичи смогут согреться пейзажами тёплой Франции и шумной Италии, полюбоваться замечательной коллекцией гравюр Дж. Б. Пиранези, романтичными руинами Р. Юбера и порадовать сердце наброском Ватто – настоящим сокровищем Калужского музея.
Михаил Дмитриев и Светлана Воловенская, авторы проекта «Инвентаризация ландшафта», уже три года занимаются сопоставлением русских провинциальных городов с культурными столицами Европы. Предыдущие выставки «Тверь – открытый город» и «Коммуна» (имеется в виду средневековая единица европейского административного деления), как и нынешняя, выявляли и выстраивали культурные, исторические, психологические связи между Россией и Европой. «Европейская история» – это Европа глазами просвещённого калужского помещика – князя Горчакова, например, собравшего замечательную коллекцию европейской живописи и гравюр. Это античные «древности» – обломок глиняной водопроводной трубы, бронзовый светильник или помпейская мозаика, невесть как оказавшиеся в Ивановском музее. Это дивная, солнечная, изукрашенная кудрявыми деревами и живописными амфитеатрами Италия XVIII века из музеев Тулы, Твери, Кинешмы. Эти образы, эти дворцы и пейзажи, отсылающие зрителя то к античности, то к Средневековью, то к Просвещению, формировали, по мнению авторов проекта, культурный облик русского человека нового времени. Именно к концу XVIII века русский дворянин почувствовал себя членом континентального культурного пространства со всеми вытекающими из этого последствиями.
На открытии выставки выступали представители департамента культуры Ивановской области и директора художественных музеев, директор института Итальянской культуры в Москве Альберто ди Мауро и «хозяйка дома» – директор Музея современной истории (бывший Музей революции) Тамара Григорьевна Шумная.
Музейщики обычно не любят «отпускать вещи из дома», но здесь они принимали поздравления и радовались, «что всё так удачно получилось». Альберто ди Мауро отметил сходство между Тверью и Турином, а Михаил Дмитриев и Светлана Воловенская поблагодарили Фонд Форда за финансовую поддержку в организации выставки, которая «помогла узнать нам, на что мы способны».