Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 июля 2022 г.
  4. № 28 (6842) (13.07.2022)
Библиосфера Невский проспект

«Итальянский» Добролюбов

«Алетейя» выпустила том «Дети Везувия»

13 июля 2022

Об истории создания книги – её составитель.


Всё началось с приглашения поучаствовать в Добролюбовских чтениях в Нижнем Новгороде, на родине Николая Александровича Добролюбова. Не могу сказать, что я откликнулся с энтузиазмом – уже надоело выступать на «удалёнке», да и Добролюбовым нас «перекормили» в советской школе. Но увлёкся! Оказалось, действительно – блестящий литератор, проницательный и задорный аналитик. Был поражён его работоспособностью. Смерть в 25 лет, и 9-томное собрание сочинений. Для меня, итальяниста, оказалось новинкой, что последние полгода жизни он провёл в Италии, где, конечно, писал очень много и по-разному: не только репортажи, исторические очерки, романтические стихи, но и гротеск, пародии… Его послали коллеги подлечиться, но он не мог не писать…

О чём он писал? Внушительный корпус прозы – и ни разу про итальянские достопримечательности. История, политика, социология, антропология. Добролюбов попал в Италию в исключительный момент объединения нации: только что закончился знаменитый неаполитанский поход Гарибальди, всё внимание Европы – на Апеннины, где рождалось новое государство. Надо сказать, что Добролюбов не пощадил в своих очерках либерально-буржуазный подход отцов нового Итальянского королевства, ему, конечно, по душе был бунтарь-республиканец Гарибальди. Из-за такого радикализма новаторские очерки Добролюбова приняла в штыки либеральная отечественная пресса, а в Италии с ними познакомились только в середине прошлого века, когда там пала монархия. И надо сказать, оценили по достоинству: итальянцы заявили, что в ту эпоху никто так не писал об итальянских делах, как Добролюбов. Я и собрал эти тексты – они были уже опубликованы, но теперь впервые объединены под одной обложкой и тщательно прокомментированы.

Книга не случайно называется «Дети Везувия». Под сенью Везувия, на археологических раскопках Помпей Добролюбов встречает сицилийскую барышню, влюбляется, делает ей предложение и подумывает остаться в Италии ради грядущей семейной жизни. Но… сватовство не состоялось. Об этом уже писали, в том числе и современники Добролюбова. Но в основном звучали разного рода легенды и домыслы. Якобы родители невесты, обеспокоенные болезненным видом жениха, обязали его пройти медосмотр, в результате которого Николаю Александровичу вынесли смертный приговор – и помолвка расстроилась. Мне же удалось точнее реконструировать события, благодаря письмам от сестры Ильдегонды с приписками итальянской «невесты» – я нашёл эти письма и опубликовал перевод.

Письма хранятся в архиве Пушкинского Дома, о них было известно, но до меня никто не пробовал их прочитать. И почерк сложный, и архаичный итальянский язык... Мне тоже было непросто, и понадобилась помощь одного коллеги-филолога, Карло Качча. Если вкратце, то сицилийская барышня не отвергала русского жениха. Её звали Ильдегонда Фиокки – редкое имя ей дали в честь героини популярной тогда романтической одноимённой поэмы. Через свою сестру, так полагалось по этикету, Ильдегонда предлагала юноше получше познакомиться, вступить в активную переписку. Но Добролюбов, похоже, постепенно сам охладел к идее брака с иностранкой, осознал все возможные трудности и вернулся, не встретившись вновь с Ильдегондой, в Петербург. Там его застало новое письмо из Италии, но спустя несколько недель юноша действительно скончался от туберкулёза…

В заключение добавлю, что вся моя редакторская и издательская работа шла в тесном сотрудничестве с музеем Добролюбова в Нижнем Новгороде, с заместителем его директора по научной части Галиной Алексеевной Дмитриевской. Она написала предисловие, подобрала «итальянские» стихотворения, прокомментировала их и прочее. Именно музей предоставил для обложки моей книги картину «Добролюбов в Италии», написанную ещё в 1985 году нижегородским художником Николаем Величко.

Михаил Талалай



Тэги: Михаил Талалай
Обсудить в группе Telegram

Михаил Талалай

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • БДТ моей юности

    02.05.2025
  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS