Проходные передачи порождают проходящего зрителя
ПОДВИЖКИ КАДРОВ И КАНАЛОВ
Давненько не было у нас столь заметных кадровых передвижений в среде тех, от кого невидимо зависит многое и существенное на нашем отечественном телевидении. Начнём с того, что отставку получил Михаил Лесин – теперь уже бывший советник президента Дмитрия Медведева, в компетенцию которого входили и вопросы, связанные с телевещанием. Можно ли говорить, что подошла к концу эпоха великих рекламных магнатов времён «Видео Интернейшнл» или «Национальной Медиа группы»? Пока ещё неясно. Но от рычага реального воздействия на структуру телесообщества отстранён один из наиболее влиятельных его деятелей, трудовая жизнь которого захватила все 1990-е и фактически 2000-е. Чего только не происходило на российском медиарынке под его руководством или с его участием! Мы помним Лесина как создателя уже упомянутого рекламного агентства «Видео Интернейшнл». Он же, став первым замом председателя ВГТРК после успешного продвижения Бориса Ельцина на выборах в президенты, затем успел побывать на должности министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Да и последние пять лет – рядом с двумя президентами в качестве советника – о многом говорят. Однако комментариев по отставке в прессе мало. Видимо, влияние отстранённого от Кремля телевизионного деятеля ещё велико. Подробности узнаем, как всегда, позже. Но мы подождём, не впервой.
Одновременно произошедшие изменения в руководстве Пятого канала и MTV меркнут в сравнении с появлением на телеканале «Культура» нового главного редактора – Сергея Шумакова. Ветер перемен оказался здесь необходим как глоток свежего воздуха. Как в давно законсервированной библиотеке – открытие окон… Можно сказать, предновогодний подарок всем, кто неравнодушен к «мыслящему» телевещанию без рекламы.
Но и это ещё не всё. Обращая внимание на культуру, мы нежданно можем оказаться перед другой весьма серьёзной потерей. С Нового года, как это было заявлено, прекратит своё вещание телеканал «Спорт». Мне, например, «Спорта» будет явно не хватать. Куда теперь спешить за биатлоном зимой или «Формулой-1» летом? Опять рыскать по каналам в надежде, что кто-то сподобится и приобретёт права на трансляцию?! Вряд ли… В 1990-е мы по этой причине экранный спорт почти потеряли. А тут вот…
К позитивным моментам можно отнести и такие перемены. Первый вдруг всерьёз занялся документалистикой. Фильм об Александре Пахмутовой к её юбилею реабилитировал многие промахи «большого» канала. К этому необходимо добавить, что теперь наконец на нашем отечественном телевидении позитив стал возводиться в ранг первостепенной важности. Появилась тенденция к вещанию без криминала и эротики. То есть к созданию мощного поля положительности без откровенного негатива. На прошлой неделе начал вещание новый телеканал – «Страна». Пока со спутников – но почти на всю Россию, СНГ и Европу, а также скоро уже и по сети «Акадо». Канал откровенно позиционирует себя как позитивный, то есть зритель будет освобождён от любых сцен насилия или сомнительной эротики. Новое актуальное телевидение «призвано стать инструментом возрождения России как цивилизационного центра будущего мира», канал стремится «взять под контроль освещение истории и важнейших событий внутри страны». Смелые заявления. Но какие нужные и важные! Кто-то скажет, что такой телеканал долго не проживёт. Без негатива нет интереса зрителей. Но как раз специалисты говорят обратное – отсутствие надоевших до оскомины заморочек вроде «программ максимум» предполагает большое будущее новой идеи. Прогнозируется значительная аудитория, которая придёт в такую «Страну» и станет соучастником создания свежего телевизионного поля ещё при нашей с вами жизни. Хотелось бы. Тем более что первые дни вещания канала, насыщенные прекрасным подбором кино- и телефильмов, проектом «Золотое сечение», продукцией региональных российских телекомпаний и Национальной премии «Страна» (о которой следует поговорить как-нибудь особо), показали энергичную уверенность и профессиональную работу его создателей. Наконец-то появляются проекты в сфере ТВ, которые можно назвать «отдушиной».
Интересные выводы принесла и статистика. Интернет у нас стал обгонять по массовой аудитории даже телевидение. Например, «Яндекс», имея 10,6 млн. пользователей, фактически сравнялся с каналом РЕН ТВ, который покоряет 12,08 млн. зрителей. Поразительно, но социальная сеть портала «В Контакте» ежедневно собирает 8,69 млн. посетителей наравне с «Русским радио», эфир которого успевают прослушать 8,25 млн. человек, и уже значительно опережает телеканалы ТВ3 с 7,45 млн. и «Домашний» – с 6,58 млн. зрителей. Вечерами телевидение «отыгрывается», но утром и днём скоро будет уступать Всемирной паутине, особенно после введения в жизнь кириллических доменов в зоне РФ, которое стартовало в России на днях. Реально: мы стоим у начала неких весьма значительных перемен в эфирной и мультимедийной сфере. И это радует.
Совсем недавно казалось, что экранного юмора слишком много. Но при этом довольно часто бывало хотя бы смешно. Теперь юмора ещё больше, он уже в уши и глаза лезет, и из них обратно – тоже. Однако одновременно возникает унылое ощущение падения вовсе не сатирических нравов, а реальной юмористической талантливости. Последние выпуски одной из моих любимых программ – КВН – были откровенно слабыми. Юмор потерял остроту, молодой задор и энергию. Подававшая надежды в сфере неожиданного и абсурдного юмора команда «Фёдор Двинятин» в этот раз практически провалилась. Повторы и застой – налицо. Из сценического КВНа ушли ум и интеллект. Студенты постепенно превращаются в заштатных актёров без режиссёрской школы. Похоже, что вместе с однообразным по составу жюри происходит и увядание самой игровой идеи: экспромта, импровизации, искренности.
Увеличение юмористического вещания Первым каналом (такое впечатление, что вдогонку за ТНТ) привело к созданию не только застывшей на некоем непреодолимом уровне программы «Прожекторперисхилтон», но и к якобы перспективному «Южному Бутову», а затем и к откровенно неинтересному проекту «Мульт личности», являющему собой давно забытый повтор прежних «Кукол». Юмор и здесь проявляется в отсутствии смекалки. Шутки «с бородой» часто заготовлены и предсказуемы. Идеи замылены политикой или повторами давно известных реприз и анекдотов. Поразительно, что сам вовсе не смешной на экране Александр Цекало весьма упорно стремится как продюсер развивать программы именно в этом направлении. Юмор, конечно же, дело доходное. Но без таланта и новых идей – не получится.
По этой же причине, видимо уже скоро, с января 2010 года, исчезнет на «России» юмористическое шоу «Городок»*. Юрий Стоянов и Илья Олейников чувствуют: то ли они исчерпались, то ли время исчерпано. Беззубая сатира нынче не привлекает внимания. Рейтинги падают. Добавлю, что и молодёжную КаКу (так иногда на сленге называют «Камеди Клаб») после ухода Гарика Бульдога Харламова многие смотреть перестали. Проходной юмор порождает проходящего зрителя… Мы терпеливо ожидаем сегодня уже даже не нового Райкина, а хотя бы райкинскую сатиру, не второстепенных актёров эстрадного жанра, а юмористов экстра-класса, профессионалов пера и репризы. Есть ли такие, будут ли? Кто ищет, тот найдёт. Но вряд ли они обнаружатся в «Минуте славы». Потому что там «рулят» не смешные, а грустные судьи. А если они не смешные, то и герои на сцене будут такими же. Увы.