Президент России В.В. Путин по итогам горячей фазы мятежа 23 июня обратился к россиянам. В конце сказал: «Я свои обещания сдержал». Смысл этих слов в отношении ЧВК «Вагнер» довольно прост: забудем о вашем безрассудстве, а вы займитесь полезными для страны вещами. Кто захочет продолжить служение России – заключайте контракт с Минобороны, кто-то может уйти за Пригожиным в Белоруссию, кто-то – вернуться к домашним делам.
При этом президент в первом выступлении не коснулся причин произошедшего, а глава ЧВК Пригожин так подал их в интернете: «Я хотел не допустить упразднения «Вагнера». Мы не собирались захватывать власть. Обществу остро не хватает справедливости, чести, мужества и ума со стороны элит. До такой степени не хватает, что это вызывает уже самый настоящий взрыв».
И хоть у нас всегда актуален запрос на справедливость, общество не поддержало идею «марша за справедливость» – уж больно всё сомнительно и не вовремя. На мой взгляд, был типичный бессмысленный русский бунт, похожий на взрыв парового котла, когда отказывает клапан безопасности. Бунт усмирён усилиями опытных политиков А.Г. Лукашенко и В.В. Путина. Понятно также, что президент вправе помиловать бунтовщиков. А как быть с теми, кто закупорил предохранительный клапан, вызвавший взрыв? Их тоже простить?
Но сначала о главе ЧВК. Действия Пригожина трудно оценить как мятеж, но как предательство – однозначно. Предательство всегда беспринципно, для предателя выгода первична, принципы вторичны. Предатель переступит через всё – воинский долг, любовь, дружбу. В психологическом смысле предательство – итог выбора, основанного на измене самому себе, близким, сообществу. В социальном смысле предательство – отказ от участия в сообществе, действия и поступки вопреки его нормам и ценностям.
Как правило, акт предательства осознаётся человеком. Он чувствует, что совершает и ради чего. Но часто не вполне понимает, какова цена и последствия. В большинстве случаев 100 процентов доверия ему уже никто никогда не окажет: «Единожды солгавший, кто тебе поверит?»
Предательство гениально описал итальянский поэт XIII века Данте Алигьери в «Божественной комедии». Он разделил ад на 9 кругов. В последнем, самом страшном, девятом круге мучаются предатели. У Данте круг разделён на 4 пояса: а) предатели родных; б) предатели родины и единомышленников; в) предатели сотрапезников; г) предатели учителей.
История даёт яркие примеры. Один из самых известных связан с гетманом Иваном Мазепой, который ныне герой националистической Украины. Царь Пётр I испытывал к гетману большое доверие. Когда в 1704-м Мазепа, испугавшись конкуренции героического полковника Семёна Палия, обвинил того в измене, Пётр встал на сторону Мазепы. Полковника арестовали, сослали в Тобольск. Позже от Василия Кочубея Пётр получил сообщение о готовящейся измене Мазепы, но не поверил, Кочубея казнили. Когда всё прояснилось, Пётр I приказал изготовить в единственном экземпляре «Орден Иуды». Наверное, в российской истории не было более уникальных и внушительных наград. «Орден Иуды» – большой серебряный круг массой более 5 кг с изображением висящего на осине Иуды Искариота. В нижней части изображены 30 сребреников и слова: «Треклят сын погибельный Иуда еже ли за сребролюбие давится». Замышляли, что после насильственного возвращения Мазепы в Россию «Орден Иуды» наденут ему на шею и вздёрнут на осине. Кстати, гораздо более поздняя российская история, история 1993 года, тоже характерна тем, что в госизмене пытались обвинить депутатов высшего законодательного органа, которые как раз и пытались предотвратить государственный переворот, осуществлённый Б.Н. Ельциным. Чем всё закончилось, хорошо известно...
В обращении по поводу мятежа Пригожина В.В. Путин признал заслуги бойцов ЧВК «Вагнер» в проведении СВО, и это, конечно, правильно. А вот в деле противостояния Евгения Пригожина и генералов Министерства обороны РФ ещё предстоит разбираться и разбираться.
Об обстоятельствах высказался президент Белоруссии А.Г. Лукашенко. Он отметил, что мы, т.е. он и Путин, «прошлёпали эту ситуацию, пустили на самотёк, думали, что рассосётся». Увы, ситуация не рассосалась…
На мой взгляд, сейчас важны не только чисто юридические процедуры, применяемые военными прокурорами, а нужные решения на высшем политическом уровне. Уголовное дело в отношении Пригожина прекращено, но история конфликта должна быть объективно и всесторонне изучена специальной комиссией. А уж потом можно решать, кому из участников вешать на шею «Орден Иуды» и какой степени. В итоге надо сделать правильные и глубокие выводы, выводы на перспективу, а не стараться упрятать историю в долгий ящик и забыть о ней.
Человека, совершившего измену, называют предателем. С юридической точки зрения предательством считаются только действия лиц, давших своеобразную клятву, именуемую присягой. В РФ тот, кто получает гражданство, даёт присягу, клянётся «соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы её граждан; исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества; защищать свободу и независимость Российской Федерации; быть верным России, уважать её культуру, историю и традиции».
Полицейский даёт следующую присягу: «…поступая на службу в органы внутренних дел, торжественно присягаю на верность Российской Федерации и её народу!
Клянусь… уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы;
быть мужественным, честным и бдительным, не щадить своих сил в борьбе с преступностью… Служу России, служу Закону!»
Чуть более развёрнут текст присяги прокурора: «Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:
свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;
непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил… активно защищать интересы личности, общества и государства;
чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей…
постоянно совершенствовать своё мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.
Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры».
Следственный комитет РФ после обретения самостоятельности фактически повторил текст присяги работников прокуратуры.
Самый короткий текст присяги у судей: «…торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».
Есть одна особенность: ни в одной из присяг ничего не говорится об ответственности за её нарушение. Например, не предусматривается лишение гражданства РФ за совершение преступления против конституционных прав граждан. А ведь нарушение такого рода есть, по существу, измена народу, являющемуся основой государства. Возникает вопрос: почему в Уголовном кодексе РФ нет специальной статьи о преследовании за нарушение конституционных норм? Также непонятно, почему сотрудники полиции, например, незаконно отказавшие в возбуждении уголовного дела (таких решений ежегодно до 500 тысяч), т.е. оставившие потерпевшего без гарантированной Конституцией защиты от преступления, не рассматриваются как предатели? Почему прокуроры, которые поддерживают в судах обвинение любой ценой, и судьи, выносящие неправосудные приговоры, т.е. также нарушившие присягу, не входят в разряд предателей?
Если бы законодатели ввели такой состав преступления, то, возможно, тогда бы не надо было ломать голову над конструированием текстов обвинения о злоупотреблениях служебным положением чиновниками разных рангов, о взяточничестве, подбросе наркотиков, пытках, фальсификации доказательств следователями и т.п. Может быть, тогда до каждого сотрудника полиции, следователя, прокурора и судьи дойдёт, что, нарушая требования Конституции, они не просто нарушают права человека, а совершают госизмену, предательство интересов народа. Пока всё это не прописано в Уголовном кодексе – предательство, трусость, обман, подлость, жестокость, низость, коварство и любые другие пороки могут считаться чуть ли не людской выдумкой, морализаторством.
Депутатам Государственной думы РФ следовало бы задуматься над этой серьёзной проблемой и внести изменения в законодательство.
Да, нести ответственность за нарушение присяги необходимо, но в истории с мятежом возникает и такой вопрос: что представляла собой присяга бойцов ЧВК? Да и была ли она вообще?
Если хотите обратиться к Евгению Николаевичу Мысловскому с вопросом, пожеланием или предложением, направляйте их на почту litgazeta@lgz.ru с пометкой «Для Е.Н. Мысловского».