Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Ивановцы, помнящие родство

01 января 2007

Инна Чурикова и Алексей Гарнизов с настоятелем Свято-Николо-Шартомского монастыря отцом Никоном; Фото автораВ Иванове состоялся II Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». В этих краях прошли детские годы выдающегося кинорежиссёра современности, и фестиваль его имени – хороший памятник ивановцев своему земляку.

Международный кинофестиваль – праздничное событие в жизни любого города. Иваново в этом смысле не стал исключением. Здесь наличествовали все атрибуты, прямо или косвенно сопровождающие подобные форумы. А их достаточно много. Это и «звёздная» дорожка со стоящими по бокам горожанами, шумно приветствовавшими гостей (самые яркие звёзды – Лидия Федосеева-Шукшина, Алексей Петренко, Аристарх Ливанов, из зарубежных – голландский режиссёр Йос Стеллинг, польский актёр Ежи Штур, легендарная американка Фэй Данауэй); и встречи с кинематографистами, проходившие не только в областном центре, но и на выезде: в Кинешме, Шуе, Плёсе и Юрьевце; показ восстановленного и оцифрованного фильма «Андрей Рублёв» в цвете; концертные программы ивановских и московских артистов; экскурсии и выставки, в частности вернисаж картин известного артиста Льва Прыгунова; торжественное вручение президентом кинофестиваля Инной Чуриковой подарка Свято-Николо-Шартомскому мужскому монастырю – трактора; поездка участников фестиваля на теплоходе по Волге; и наконец, церемонии открытия и закрытия, с большой фантазией поставленные генеральным директором кинофестиваля Алексеем Гарнизовым. 

Директор кинопрограмм фестиваля Сергей Лаврентьев при каждом удобном случае подчёркивал, что решил показать в панораме нового российского кино фильмы, номинально вышедшие в прокат, но имевшие небольшие тиражи. Он составил список из 38 достойных картин, и оказалось, что ни одна из этих лент на малой родине Тарковского не демонстрировалась. Это тем более досадно, что ивановцы показали себя очень даже понимающими зрителями. 

Разумеется, в первую очередь следует сказать о конкурсных фильмах. Их было одиннадцать из десяти стран (от России два), шесть из них демонстрировались впервые. Видимо, фестиваль имени Тарковского предполагал некое следование творческим взглядам Андрея Арсеньевича. Многие ленты, как в «Ивановом детстве», рассказывали о юных людях, вступающих во взрослую жизнь, которая встречает их отнюдь не радостно. Однако Гран-при «За лучший игровой фильм» достался фильму о стариках – «Под крышами Парижа» режиссёра Хинера Салима. Щемящая история о людях, влачащих жалкое существование в одном из красивейших городов мира, была принята на ура. На церемонии вручения председатель жюри Константин Лопушанский назвал его шедевром, и он близок к истине. Здесь трудно обнаружить какие-либо огрехи, а игра Мишеля Пикколи просто восхищает. Многие сразу посчитали, что приз за главную мужскую роль у него в кармане. Правда, ветеран французского кино в прошлом году получил за эту роль приз на фестивале в Локарно. Возможно, поэтому жюри предпочло ему юного итальянца Алессандро Мораче, снявшегося в фильме «Свободный защитник – тоже хорошо» – трогательной истории о любви и взрослении. Жюри вообще тяготело к тому, чтобы раздавать авансы: ненамного старше Мораче и обладательница приза за исполнение лучшей женской роли Мария Варга (венгерский фильм «Путешествие Ишки»). Мария – не профессиональная актриса. Раньше она была проституткой, после «перековки» работает поваром. Признание её актёрских заслуг – несколько странное решение для кинофорума с серьёзными претензиями. 

Второй по значению приз «За режиссуру» был присуждён Дороте Кенджежавской из Польши за интереснейший фильм «Я есть» – историю мальчика, сбежавшего из детского дома и поселившегося на заброшенной барже. Он подружился с девочкой из дома неподалёку. Их встреча принесла не только рождение первого чувства, но и стала важным открытием: плохо человеку, когда он одинок. 

Участвовавшие в конкурсе российские фильмы «Кружение в пределах кольцевой» (режиссёр Р. Салахутдинов) и «Лучшее время года» (режиссёр С. Проскурина) на общем фоне выглядели бледно. На голосовании по поводу присуждения награды кинопрессы собрались 20 журналистов. Каждый должен был назвать по три фильма, получившему наибольшее количество баллов, и присуждался приз. Среди предложенных упоминались девять картин из одиннадцати – все, кроме российских. Награда же досталась «Путешествию Ишки». 

Всего на кинофестивале было показано около 130 фильмов, объединённых в несколько программ. Одной из самых посещаемых стала программа российских документальных фильмов «Взгляните на лицо». О чём бы ни рассказывали картины Андрея Тарковского, они всегда являлись путешествием в глубины человеческой души. Двигаясь в фарватере его творческих устремлений, в программе были собраны фильмы портретного жанра. Даже простой перечень имён главных героев этих лент впечатляет: филолог-пушкинист Борис Томашевский и академик Виталий Гинзбург, философ Александр Зиновьев и композитор Дмитрий Шостакович, итальянский драматург Тонино Гуэрра и российский сценарист Валентин Ежов... Особенно большой резонанс вызвала великолепная картина пензенского режиссёра Светланы Старостиной «Судьба романтика. Альберт Гендельштейн», посвящённая не получившему в своё время должной известности советскому кинорежиссёру и сценаристу. 

Александр ХОРТ, ИВАНОВО–МОСКВА

Обсудить в группе Telegram

Александр Хорт

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS