В Иванове состоялся II Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». В этих краях прошли детские годы выдающегося кинорежиссёра современности, и фестиваль его имени – хороший памятник ивановцев своему земляку.
Международный кинофестиваль – праздничное событие в жизни любого города. Иваново в этом смысле не стал исключением. Здесь наличествовали все атрибуты, прямо или косвенно сопровождающие подобные форумы. А их достаточно много. Это и «звёздная» дорожка со стоящими по бокам горожанами, шумно приветствовавшими гостей (самые яркие звёзды – Лидия Федосеева-Шукшина, Алексей Петренко, Аристарх Ливанов, из зарубежных – голландский режиссёр Йос Стеллинг, польский актёр Ежи Штур, легендарная американка Фэй Данауэй); и встречи с кинематографистами, проходившие не только в областном центре, но и на выезде: в Кинешме, Шуе, Плёсе и Юрьевце; показ восстановленного и оцифрованного фильма «Андрей Рублёв» в цвете; концертные программы ивановских и московских артистов; экскурсии и выставки, в частности вернисаж картин известного артиста Льва Прыгунова; торжественное вручение президентом кинофестиваля Инной Чуриковой подарка Свято-Николо-Шартомскому мужскому монастырю – трактора; поездка участников фестиваля на теплоходе по Волге; и наконец, церемонии открытия и закрытия, с большой фантазией поставленные генеральным директором кинофестиваля Алексеем Гарнизовым.
Директор кинопрограмм фестиваля Сергей Лаврентьев при каждом удобном случае подчёркивал, что решил показать в панораме нового российского кино фильмы, номинально вышедшие в прокат, но имевшие небольшие тиражи. Он составил список из 38 достойных картин, и оказалось, что ни одна из этих лент на малой родине Тарковского не демонстрировалась. Это тем более досадно, что ивановцы показали себя очень даже понимающими зрителями.
Разумеется, в первую очередь следует сказать о конкурсных фильмах. Их было одиннадцать из десяти стран (от России два), шесть из них демонстрировались впервые. Видимо, фестиваль имени Тарковского предполагал некое следование творческим взглядам Андрея Арсеньевича. Многие ленты, как в «Ивановом детстве», рассказывали о юных людях, вступающих во взрослую жизнь, которая встречает их отнюдь не радостно. Однако Гран-при «За лучший игровой фильм» достался фильму о стариках – «Под крышами Парижа» режиссёра Хинера Салима. Щемящая история о людях, влачащих жалкое существование в одном из красивейших городов мира, была принята на ура. На церемонии вручения председатель жюри Константин Лопушанский назвал его шедевром, и он близок к истине. Здесь трудно обнаружить какие-либо огрехи, а игра Мишеля Пикколи просто восхищает. Многие сразу посчитали, что приз за главную мужскую роль у него в кармане. Правда, ветеран французского кино в прошлом году получил за эту роль приз на фестивале в Локарно. Возможно, поэтому жюри предпочло ему юного итальянца Алессандро Мораче, снявшегося в фильме «Свободный защитник – тоже хорошо» – трогательной истории о любви и взрослении. Жюри вообще тяготело к тому, чтобы раздавать авансы: ненамного старше Мораче и обладательница приза за исполнение лучшей женской роли Мария Варга (венгерский фильм «Путешествие Ишки»). Мария – не профессиональная актриса. Раньше она была проституткой, после «перековки» работает поваром. Признание её актёрских заслуг – несколько странное решение для кинофорума с серьёзными претензиями.
Второй по значению приз «За режиссуру» был присуждён Дороте Кенджежавской из Польши за интереснейший фильм «Я есть» – историю мальчика, сбежавшего из детского дома и поселившегося на заброшенной барже. Он подружился с девочкой из дома неподалёку. Их встреча принесла не только рождение первого чувства, но и стала важным открытием: плохо человеку, когда он одинок.
Участвовавшие в конкурсе российские фильмы «Кружение в пределах кольцевой» (режиссёр Р. Салахутдинов) и «Лучшее время года» (режиссёр С. Проскурина) на общем фоне выглядели бледно. На голосовании по поводу присуждения награды кинопрессы собрались 20 журналистов. Каждый должен был назвать по три фильма, получившему наибольшее количество баллов, и присуждался приз. Среди предложенных упоминались девять картин из одиннадцати – все, кроме российских. Награда же досталась «Путешествию Ишки».
Всего на кинофестивале было показано около 130 фильмов, объединённых в несколько программ. Одной из самых посещаемых стала программа российских документальных фильмов «Взгляните на лицо». О чём бы ни рассказывали картины Андрея Тарковского, они всегда являлись путешествием в глубины человеческой души. Двигаясь в фарватере его творческих устремлений, в программе были собраны фильмы портретного жанра. Даже простой перечень имён главных героев этих лент впечатляет: филолог-пушкинист Борис Томашевский и академик Виталий Гинзбург, философ Александр Зиновьев и композитор Дмитрий Шостакович, итальянский драматург Тонино Гуэрра и российский сценарист Валентин Ежов... Особенно большой резонанс вызвала великолепная картина пензенского режиссёра Светланы Старостиной «Судьба романтика. Альберт Гендельштейн», посвящённая не получившему в своё время должной известности советскому кинорежиссёру и сценаристу.
, ИВАНОВО–МОСКВА