Другое место притяжения путешественников – Эрмитаж, продолжающий праздновать 250-летие. В конце июня открылась первая ретроспективная выставка знаменитого архитектора – уроженки Ирака Захи Хадид. Это первая в мире женщина-зодчий, достигшая вершин мировой славы. Её сооружения стоят повсюду – от Китая и Японии до Англии и арабских стран. Причудливо изогнутые здания, как из фантастического фильма, относятся к направлению «деконструктивизм», который возводят к философским идеям Деррида, но, по сути, проекты Захи Хадид – это гениальная фантазия на темы природных, органических форм. И особенно интересно, что её проектам предоставили парадный Николаевский зал, где футуристические формы вступают в диалог с классической архитектурой. Ещё раз подумалось: как нам не хватает подлинно новаторских и в то же время истинно художественных современных зданий! Даже агрессивно вторгаясь в классический город, такое зодчество не оскорбляет, а восхищает, в отличие от псевдосовременных немасштабных, лишённых пропорциональности монстров с башенками, которыми застраивают всю страну – от Санкт-Петербурга до Ялты.
Продолжается и масштабная выставка в отреставрированном здании Главного штаба – «Дары Востока и Запада Императорскому двору за 300 лет».
Всё лето будут проходить военные выставки, вдохновлённые юбилейным годом. Одна из таких открылась в Петергофе и называется просто и понятно – «Как спасали Петергоф. Эвакуация музейной коллекции в годы Великой Отечественной войны». Новая выставка старейшего петербургского дворцово-паркового ансамбля, невероятно динамично развивающегося в последние годы под руководством своего увлечённого директора Е.Я. Кальницкой, посвящена подвигу сотрудников музея в годы войны, географии эвакуации и реэвакуации музейных ценностей. Выставка проходит в Музее семьи Бенуа, входящей в Петергофский музей-заповедник.
В Мариинском театре продолжается фестиваль «Звёзды белых ночей»; помимо традиционного оперно-балетного репертуара, есть и концертные программы. В Концертном зале 14 июля выступал недавний лауреат последнего юбилейного конкурса имени П.И. Чайковского Люка Дебарг. Молодой пианист получил только четвёртую премию, но стал любимцем публики, почти как Ван Клиберн. Знатоков поразило, что он начал профессионально заниматься музыкой только в 11 лет. В программе его петербургского выступления была и музыка Николая Метнера – оказывается, французский виртуоз часто включает в свой репертуар русских композиторов.
Ещё одно яркое июльское музыкально-театральное событие – ставший уже хорошей летней традицией IV Международный фестиваль «Опера – всем», который прошёл на открытых площадках города с 12 по 22 июля. Открылся он на Соборной площади Петропавловской крепости оперой Чайковского «Мазепа» (весьма актуальным произведением – даже без слегка набившей оскомину «актуализации» оперы). Потом прозвучали «Турандот» Пуччини, «Дон Жуан» Моцарта, «Любовный напиток» Доницетти. Музыкальным руководителем фестиваля выступил известный петербургский дирижёр родом из Италии Фабио Мастранджело. Санкт-Петербург остаётся не только самым европейским, но и самым итальянским городом России.
И ещё один Международный фестиваль и тоже в Петропавловской крепости продлится до конца лета. Это фестиваль песчаных скульптур, посвящённый Году литературы, а его героями стали изваянные из песка литературные персонажи. Для детей проводятся мастер-классы, где можно поучиться, как работать над песчаными фигурами, и попробовать сотворить собственные.
В одной из самых прекрасных классических дворцово-парковых царских резиденций, в Павловске, 18 июля начался ХV Международный фестиваль цветочного и ландшафтного искусства «Императорский букет» – достойный продолжатель «Императорских садов», о которых мы уже писали. Идея эстетизации городской среды, похоже, приживается в городе, известном своими садово-парковыми традициями, но, увы, задыхающемся, как и все мегаполисы, от загрязнённого воздуха и нехватки зелени.
А в Музее Академии художеств прошла ставшая ежегодной доброй традицией выставка дипломных работ выпускников Института им. И.Е. Репина этого года. Среди множества произведений – графических, скульптурных, сценографических, живописных – можно было найти все изводы реализма ХХ века, но главное – увидеть, что великая европейская и русская «школа» никуда не делась. Напротив, она расширяет свою географию – в Академии художеств как никогда много китайских студентов, которые учатся академической изобразительности, но всегда соединяют её в своих работах с национальной сюжетикой. И тут уже есть чему поучиться нашим студентам и мастерам: как не забывать отечественную историю, как любить культуру и традиции предков.
Под барабанный шум дождей продолжаются белые ночи и художественная жизнь города над вольной Невой.