Философия России второй половины ХХ века. – М.: РОССПЭН, 2010.
В оценке нашего недавнего прошлого до сих пор сохраняются глубокие противоречия. Зачастую их неразрешимость ведёт к его «вычёркиванию» из исторической памяти народа. Эти противоречия присущи и отношению к российской культуре, науке и особенно философии. Российская интеллигенция, всегда считавшая себя носительницей идей свободы, справедливости, высокой духовности, в советскую эпоху разделилась на «лагерь» тех, кто превратил марксизм в орудие классовой борьбы и идеологию авторитаризма, и «лагерь» тех, кто, несмотря ни на что, сберегал всю российскую науку и культуру.
Среди хранителей российской духовности есть имена и забытые. Сергей Рубинштейн из их числа. Его вклад в отечественную философию неоценён. Биография и история научного пути трагичны. Судьба насыщена противоречиями и испытаниями, связанными с «переходом» от золотого XIX века к исполненному войнами, революциями, духовным и физическим насилием веку XX. Казалось бы, энциклопедичность полученного им образования, знание всех европейских языков, прошлого и настоящего философской и психологической мысли должны были «увести» его в «мир абстракций». Но он сумел соединить в своём творчестве не только философию и психологию, психологию и педагогику, но и высокую теорию с самоотверженной практической борьбой за судьбы науки и образования.
На протяжении всей своей жизни он подвергался гонениям и критике. Его изгнали с кафедры философии и психологии на должность заведующего одесской библиотекой, ему пришлось «эмигрировать» из философии в психологию и там продолжить разработку своих философских идей. Будучи отмечен Сталинской премией за участие в обороне Ленинграда и научную деятельность по созданию «Основ психологии» (1940), он занялся воссозданием и организацией новых философско-психологических центров в Москве. Но тут же был обвинён в ревизионизме и преклонении перед Западом. Доходило до того, что он входил в университетские аудитории, над которыми висели плакаты: «Долой ревизиониста Рубинштейна!»
В начале 50-х, будучи снят со всех занимаемых должностей с запретом публикации научных трудов, он всё равно продолжал разработку основных философских проблем психологии. В конце 50-х он создаёт последний философский труд своей жизни – «Человек и мир». В нём как антитезу всей эпохи тоталитаризма, её безличных и бесчеловечных общественных отношений выводит «на свет» Человека во всём богатстве его отношений с бытием, обществом, природой, другими людьми…
, доктор философских наук