Три фламандских художника в галерее Slavinsky дали понять нам, что реализм из жизни Европы уходить без контрибуции не намерен
В Санкт-Петербург меня привёл интерес к современному изобразительному искусству, подогретый к тому же слухом о творчестве Ивана Славинского. «Про фламандцев не скажу, – напутствовал меня друг-художник, – но Славинский тебе понравится точно».
Так и вышло. Незамутнённо-детский взгляд на жизнь, продемонстрированный модным автором, оказался наивным настолько, что не позволил ему скрыть умение писать маслом. Тем, что рисует Иван по преимуществу красивых девушек, я – простой пацан – был очарован. Фламандцы тоже оказались на уровне.
Все трое, и каждый по-своему, они продемонстрировали то отношение к творчеству, в котором ремесло ценится больше, чем отвлечённая идея. Укоренённые в своей фламандской традиции, они, конечно же, её ничуть не развили. Зато не дали до сих пор и каждый момент не дают ей забыться!
Кто-то скривится, а я скажу, что это немало.
Художники, предложенные антверпенской галереей Art Mix и её директором Полом Фантином, обогащают традицию лишь количественно. Ничуть не претендуя для раскрытия в русле родного наследия новых смыслов, они привносят в собственную арт-реальность приметы современности, выраженные, скорее, вещно, нежели духовно.
Вернее, так: как только дело касается вещности, сферы потребления, то успехи убедительны. Когда затрагиваются субтильные уровни бытия, тут не так интересно.
Вальтер Бремс. Самый «контемпораристый». Великолепный рисовальщик пытается привнести в тщательно выписанные девичьи лица в конструктивистских интерьерах идею отчуждённости в современном обществе (цитирую художника, сам бы до этого не додумался!). Девчонки красивые, про отчуждение же личностей он убеждает куда меньше, чем Маркс про отчуждение труда от капитала.
Ренаат Верис работает в технике пуантилизма. Там, где его полотна лежат в рамках не только техники, но пейзажной сюжетности Сёра и Синьяка, он хорош. Весьма неплох и там, где отсылает какими-нибудь маками к Густаву Климту. Но вот там, где Верис пишет современный натюрморт, он скатывается к пошлой декоративности. Вычурные, чтобы не сказать вымученные, сюжеты. Воистину мёртвая природа!
Самым удивительным оказался Джеф Дилс. Гиперреалистические картинки «на уровне стола» (кухни, гостиной, собственно столовой) отличаются от полотен старых мастеров лишь тем, что запечатлевают не детали роскоши, не экзотические странности, не совмещение в одном пространстве разнородных сущностей и форм, а предметы быта «низкого», немало, впрочем, эстетезируя их.
Здесь, даже если не особо ломать голову, тоже нет никакого нарушения традиции, никакого развития школы: вещи (включая плоды и битую дичь), поражающие нас пугающей правдоподобностью на картинках старых мастеров, тоже в своё время были не более чем товарами народного потребления.
Сами художники вызвали симпатию. Спокойные, умиротворённые, они если и недотягивают по уровню мастерства до своих предшественников, то в стремлении оставаться в русле гармоничных отношений автор-кормилец едва ли не превосходят предшественников!
Всё пройдёт, но эти отношения – самая главная ценность изобразительного искусства. И их нужно хранить пуще глаза – именно они непреходящая реальность!