Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Из камня, из плоти, из радости…

01 января 2007

ВЫСТАВКА

Борис СЫСОЕВВ армянском мировоззрении резко контрастны мажор и минор. Глядя на армян, понимаешь, что эти люди просто не умеют воспринимать жизнь «усреднённо» и бесстрастно, они либо смеются, либо рыдают навзрыд… Воображение невольно ищет «знаков»: пожалуй, для минора подошли бы и хазы — знаки музыкальной средневековой нотации, расшифровывать которые простые смертные боялись. Печальный дрожащий дудук, геноцид и землетрясения минорны, и армянские  «молчащие» скульптуры, и средневековые памятники в виде большого креста — хачкары…  И внезапной мажорной трелью – какое-нибудь «армянское радио».

Резо Габриадзе, словно оправдываясь в том, что мало интересуется творчеством молодых,  как-то сказал, что старикам свойственно тянуться к более старым, а то и к древним. Но скульптор Николай НИКОГОСЯН, лауреат Государственной премии СССР, действительный профессор Российской академии художеств, к чьему девяностолетию приурочена выставка, открывшаяся на днях в Новом Манеже, заявляет другое: чем старше он становится, тем больше его тянет к себе-ребёнку, к воспоминаниям о родной деревне, к ярким радужным краскам. Кто создан из камня, кто создан из глины? Среди работ Никогосяна и памятник Микаэлу  Налбандяну в Ереване, и  скульптуры, украшающие  фасад высотного дома на площади Восстания в Москве, и правительственный Дворец в Варшаве. Известность получила  галерея портретов  –  на полотнах Евгений Симонов, Тамара Макарова,  Майя Плисецкая…

«В России слишком много серого», – говорит Николай Багратович. Он, как Оле Лукойе из сказки Андерсена, полюбив всё человечество заочно, всерьёз и навсегда, развернул над ним зонт с цветными сказками. Про чёрный зонт забудьте, у художника таких сказок нет. Грешны ли мы, праведны – всё равно он нарисует нас в алом или лимонном, на фоне тропической зелени  и гогеновской синевы. Сам Никогосян был в юности танцовщиком балета, отсюда и его любовь к балеринам и театру вообще. Дега, привет! Сезанн, привет! То здесь, то там томят нас  недоступностью своей сильфиды в ажурных пачках и ухмыляются арлекины. Вкусная фруктовая палитра мастера, быть может, от самого себя, но здесь чувствуется и преклонение перед Мартиросом Сарьяном, который нёс своим искусством идею радости и красоты бытия.

 Вы удивитесь, когда увидите, что выставка очень похожа на детский альбом рисунков. Здесь Николай Никогосян – не лауреат, не академик. Он словно заявляет, что на бумаге он  играет... Где-то  в акварелях не подтёрт карандаш, а в графических работах в подписи встречаются перевёрнутые буквы. Зачарованно стоять возле его картин, как перед «Сикстинской мадонной», не получится. Но женщину, которую многие мастера Ренессанса считали «вторичной» из-за не­идеальных пропорций, Никогосян реабилитирует в полной мере. Ну кто ещё сегодня нарисует беременную в последнюю перед родами ночь?! 

И всё же самым удивительным персонажем на вернисаже был…сам мастер – целующийся со своей ученицей и жмущий руку её дочке, улыбающийся всем знакомым и незнакомым, без конца дающий интервью. Кто создан из камня, он создан из плоти…

Валерия ОЛЮНИНА

Обсудить в группе Telegram

Валерия Олюнина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS