Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 апреля 2019 г.
  4. № 14 (6686) (10.04.2019)
Искусство

Из Неаполя с любовью

В столице гостила итальянская живопись

10 апреля 2019
С. Вуэ. Ангел с хитоном Христа и игральными костями. Между 1615 и 1620–1625 гг.

«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» – так называется самая известная картина итальянской художницы XVII века Артемизии Джентилески. На ней изображён эпизод из Библии, повествующий о том, как иудеянка Юдифь умертвила предводителя ассирийских войск Олоферна, осадившего её город, и тем самым принесла своему народу победу над сильным и жестоким врагом. С лицом, выдающим крайнее напряжение физических и духовных сил, молодая красавица отрезает мечом голову Олоферна, корчащегося в предсмертных конвульсиях. Ей ассистирует её молодая служанка Абра, которая обеими руками крепко держит тело врага. А из поражённой шеи Олоферна стекают на белую простыню ручьи крови, которые как бы сливаются с тёмным коричнево-бордовым фоном картины. Резкие контрасты света и тени, яркие, словно вспыхивающие синее и красное пятна платьев двух женщин, бешеный ритм скрещивающихся рук насыщают сцену небывалым драматизмом…

Это полотно занимает центральное место на выставке «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и её современники», которая проходит сейчас в ГМИИ им. А.С. Пушкина. На ней представлены три шедевра из Неаполитанского музея Каподимонте в Италии, которые дополнены произведениями итальянских мастеров XVII века из собрания самого Пушкинского музея.

Картина А. Джентилески «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» была написана художницей в возрасте 20 лет в очень тяжёлый период её жизни. Дочь известного живописца Орацио Джентилески, Артемизия была изнасилована его помощником, неким Тасси. Желая восстановить поруганную честь семьи, отец инициировал судебный процесс, который продолжался в течение семи месяцев. В ходе процесса девушке пришлось перенести изощрённые пытки и унизительное гинекологическое освидетельствование. Процесс был выигран. Обидчик – наказан. Но художница получила глубокую психологическую травму, которая и нашла своё выражение в упомянутой картине. Её последствия будут ощущаться и в последующих полотнах Артемизии, главная тема которых – женщина, отстаивающая своё достоинство вопреки произволу и насилию сильного пола. Впрочем, творческая судьба Артемизии сложилась весьма успешно, о чём свидетельствует хотя бы тот факт, что она стала первой женщиной, принятой в члены Флорентийской академии изящных искусств.
Артемизия Джентилески была «караваджисткой», т.е. последовательницей гениального Микеланджело да Караваджо. Стиль этого мастера, отмеченный резкими светотеневыми котрастами, беспощадным реализмом и потрясающим драматизмом, оказал влияние на несколько поколений художников в разных странах. Воздействие стиля маэстро в той или иной мере испытали и другие экспоненты этой выставки.

Например, французский мастер Симон Вуэ, представленный полотном «Ангел с игральными костями и хитоном Христа». Вуэ был сверстником Артемизии Джентилески, лично знал художницу и оставил нам замечательный её портрет. Его картина основана на эпизоде из Евангелия. После распятия Спасителя воины бросали жребий, кому достанется Его хитон. Поза ангела – поднятая правая рука, опущенный долу взор, наклон головы – напоминает позу Христа в картине Караваджо «Христос в Эммаусе». Фигура и лицо ангела выхвачены из тёмного фона мощным потоком света.

Вся пронизана светом и героиня картины «Святая Агата» Франческо Гварини – художника, уже принадлежащего к следующему поколению. Правая рука мученицы прижимает к груди покрытую кровавыми пятнами рубашку. Но в её лице нет и следа перенесённых страданий. Её глаза смотрят твёрдо и решительно. Это подлинное торжество духовного света над тьмой окружающего мира.

Пять картин из собрания ГМИИ представляют другое ведущее направление в итальянском искусстве первой половины XVII века – академизм. В отличие от караваджистов, академисты не только следовали натуре, но и стремились к воссозданию идеальной красоты в духе Рафаэля. Однако между этими направлениями не было соперничества, а лишь взаимное влияние и взаимообогащяющее творческое сотрудничество. Об этом свидетельствует картина «Поклонение пастухов» одного из лидеров академизма Гвидо Рени. В ней простонародные типы пастухов сочетаются с идеальной красотой Богоматери, Младенца и окружающего пейзажа.

Выставка «Артемизия Джентилески и её современники» является прелюдией к большой экспозиции из Музея Каподимонте, которая прибудет в столицу в 2020 году.

Владимир Соколовский, искусствовед

 



Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS