Светские львицы, царившие в парижских аристократических салонах XVIII века, устраивали литературно-музыкальные вечера в основном ради собственного удовольствия. В театре надо было восхищаться талантами других, а в узком кружке избранных можно было блистать самим. Но не удивительно ли, что сие домашнее развлечение за два с небольшим столетия не только не кануло в Лету, но непостижимым образом трансформировалось в профессиональное дело, в прочную культурную традицию в стране, столь не похожей на абсолютистскую Францию.
Вот уж действительно – не предугадаешь... Меняются времена, исчезают с карты мира страны, а над возникшими на их месте катят свои волны экономические и политические кризисы, поколения медленно, но верно сменяют друг друга, а вот поди ж ты! Новый сезон – пожалуйста, филармонические абонементы на литературно-музыкальные вечера в Москве раскуплены уже практически на три четверти.
Думаете, их владелицами стали только интеллигентного вида пожилые дамы, днём отправляющиеся на такие концерты с внуками, а по вечерам с приятельницами-ровесницами? Как бы не так! На одном из последних концертов минувшего сезона (это был вечер актрисы Светланы Крючковой) я стала свидетельницей, как в антракте трое респектабельных мужчин типично «бизнесменской» наружности в возрасте не более сорока прикидывали, кому из них будет удобнее купить абонементы на новый сезон! Оказывается, и в наши меркантильные времена и Концертный зал Чайковского, и Большой зал Московской консерватории, и легендарный зал Политехнического музея отнюдь не пустуют в те вечера, когда на подмостках сходятся Музыка и Слово. В чём здесь причины?
– Я отвечаю сам за всё! – так ответил Михаил Козаков на вопрос, зачем ему, столь востребованному театром и кино, ещё и литературные программы. – Я принадлежу к тем актёрам, которым тесно, если они ограничены только пространством сцены и съёмочной площадки. А в пространстве литературной эстрады я всё выбираю сам – автора, произведение, строй композиции...
С Михаилом Михайловичем, пожалуй, согласятся не только его коллеги, работающие в этом жанре, но и зрители: тот, кто хочет услышать «истинный» голос артиста, не «откорректированный» извне чужой волей, любому спектаклю, тем более фильму предпочтёт чтецкий вечер. Кстати, в новом сезоне цикл абонемента «Слово и музыка» как раз и открывается в октябре вечером Михаила Козакова «Мне снился сон», посвящённом творчеству Давида Самойлова.
Затем последует вечер Сергея Юрского «Далёкое – близкое» – Бунин и Бабель, Бёрнс и Бродский, Маяковский и Пастернак. Программу «Смех отцов» по произведениям Платонова и Зощенко Александр Филиппенко назвал импровизацией в пределах заданной композиции. «Русский Париж» Саши Чёрного, Бориса Зайцева, Марины Цветаевой откроет своим слушателям Антонина Кузнецова. А финальный аккорд возьмёт актёр, поэт и бард Владимир Качан – во «Временах города» с отрывками из тыняновского «Кюхли» переплетутся стихи Николая Рубцова, Юрия Левитанского, Леонида Филатова…
Разумеется, «Слово и музыка» – не единственный абонемент Московской филармонии. Две программы нового сезона будут посвящены Фёдору Михайловичу Достоевскому – «Об этой муке и Христос говорил» и «Анна Григорьевна Достоевская вспоминает…». Осенняя программа Das Ewige Weiblich («Вечно женственное») цикла Светланы Виноградовой «Красная книга» будет посвящена моноопере французского композитора и пианиста Франсиса Пуленка «Человеческий голос» и драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт».
Перечислять все программы, которые готовит в новом сезоне для своих зрителей и слушателей Московская филармония, занятие неблагодарное, чтобы не сказать бесполезное. Но ещё об одном «векторе» её деятельности просто нельзя не упомянуть.
Возможно, ваш малыш уже знает историю прелестной Спящей красавицы и коварной феи Карабос. Но это вовсе не значит, что ему не интересно будет услышать её ещё раз в исполнении замечательной актрисы Чулпан Хаматовой. А если параллельно с текстом будет звучать дивная музыка Чайковского, то не исключено, что старая сказка превратится для него в новую. Такая же волшебная метаморфоза может произойти и с андерсеновской «Русалочкой», которую будет читать Марина Александрова, а «ключиком» к сказке станет музыка Яна Сибелиуса. «Сказка с оркестром» – прикосновение к слову, пронизанному музыкой, – ни с чем не сравнимый эмоциональный опыт для юной души.
Впрочем, истории, обходящиеся без чародейного волшебства, как у Пришвина или Людмилы Петрушевской, могут быть не менее заманчивы. «О тебе, и обо мне, и обо всём вообще» – так называется ещё один цикл для маленьких слушателей.
Взрослые привычно ворчат: молодёжь не то слушает, не то читает, если читает вообще! Что правда, то правда. Но не мы ли, господа-товарищи взрослые, сами в этом и виноваты? Когда тем, кому сейчас двадцать, было три года, то есть в самую что ни на есть сказочную пору, мы с вами думали не о том, как бы успеть прочесть им на ночь «Золушку» или «Огниво», а о том, как их одеть-обуть-накормить. Нынешние времена безоблачными тоже не назовёшь, но если мы с вами не приведём в филармонию своих внуков, то – давайте задумаемся – что может статься через пару-другую десятилетий со связью времён?