Валерий Александрович Ермоленко – один из самых, пожалуй, активных исследователей судеб белорусов, оставивших свой след в истории России. Об этом – и новая книга учёного и исторического писателя «Белорусы и Русский Север», недавно вышедшая в минском издательстве «Беларусь».
Белорусы и Русский Север. – Минск: Беларусь, 2009. – 390 с.
Чтобы осознать значимость исследования и масштабы темы в целом, давайте обратимся к предисловию к книге: «Белорусы открыли Аляску (Павлуцкий) и Курильские острова (Козыревский и Евреинов). Были в числе первых отважных мореплавателей в суровых условиях Северного Ледовитого океана (Прончищев и братья Лаптевы, Зарембо). Белорусы Долгушин и Мосальский основали «златокипящую Мангазею», город Анадырь на Чукотке (Гриневецкий), построили морские порты на всём побережье Ледовитого океана (Ляхницкий, Лукашевич) и спроектировали Беломорско-Балтийский канал (Казарский), построили полярные станции в Арктике (Шмидт) и решили проблему строительства в условиях вечной мерзлоты (Цытович)... Белорус Нагурский был первым полярным лётчиком…»
Книга «Белорусы и Русский Север» свидетельствует о многовековом стремлении белорусов и русских к сближению друг с другом. Русско-белорусские контакты, приведённые в этой книге, взаимосвязи между родственными народами позволяют ещё раз убедиться в традиционности, прочности, устойчивости этих контактов. Для нас является важным то, что наши народы совместно трудились, преодолевая огромные трудности, осваивая неизмеримые просторы России…
Доктор географических наук Валерий Ермоленко разделил своё повествование на две части. В первой («Легендарное прошлое») – очерки, уводящие читателя в далёкую историю, к истокам освоения Русского Севера. Для некоторых читателей, внимательных к литературе исторического направления, отдельные имена персонажей книги «Белорусы и Русский Север» покажутся знакомыми. Но вот очерк об Иосифе Копоте («Таинственный узник»), соратнике Тадеуша Костюшко, – увлекательное повествование о судьбе человека, и в условиях неволи нашедшего своё место, сумевшего организовать свою жизнь так, чтобы совершить что-то полезное для блага общества. Итог – «Дневник Иосифа Копотя», пришедший к читателю, правда, уже после смерти автора – в 1837 году. Затем документальное свидетельство первого белоруса, исследовавшего Камчатку, многократно переиздавалось в Париже, Берлине, других городах Европы. Полностью на русском языке дневник нашего соотечественника (родился Иосиф Копоть в Пинском уезде, на Брестчине) был опубликован в журнале «Исторический вестник» за 1896 год под названием «Описание путешествия Иосифа Копца вдоль всей Азии». Рукопись хранится в библиотеке Чарторыйских в Кракове. К сожалению, на белорусском языке «Дневник» ни разу не издавался. Одно из последних польских изданий было осуществлено в 1995 году – с комментариями и подробной биографией Иосифа Копотя. Похоронен генерал и мемуарист неподалёку от деревни Дрисвяты под Браславом.
Вторая часть книги – «Вместе с россиянами из XIX века в век XXI». Открытием исторической беллетристики можно назвать очерк «Легендарный комендант Сибирской каторги». В. Ермоленко рассказывает об уроженце местечка Свирь Ошмянского уезда (нынешний Мядельский район Минской области) генерале Станиславе Романовиче Лепарском (1754–1837). В 1826 году наш земляк был назначен комендантом Нерчинских рудников «в связи со ссылкой туда на каторжные работы руководителей декабрьского восстания 1825 года на Сенатской площади Санкт-Петербурга». Лепарский, связав свою судьбу с ратным делом, начинал службу рядовым по вольному найму в Карпольском карабинерском полку. Через четыре года получил первый офицерский чин. За взятие крепости Измаил на Дунае под командованием Суворова в 1790 году был награждён орденом святого Георгия IV класса при высочайшем рескрипте, самой высокой наградой того времени для офицерских чинов за героизм. Переходил Альпы в итальянском походе Суворова в 1799 году. Был в сражениях с армиями Наполеона в Европе в 1806–1810 годах, в Отечественную войну 1812 года и затем в 1813–1814 годах на европейском театре военных действий. Но, пожалуй, самым главным испытанием в судьбе Лепарского (по крайней мере, с точки зрения нравственной) стали годы, когда он управлял Нерчинской каторгой. Вот что пишет Валерий Ермоленко: «Генерал Лепарский был человеком безупречной честности и, несомненно, доброй души и никак не соответствовал своей непривлекательной, угрюмой и даже суровой наружности. Он был поставлен в затруднительное положение: ему приходилось постоянно согласовывать долг службы, возложенной на него лично государем, с чувством гуманного человека. И из этого положения он вышел победителем, снискав искреннее расположение узников, которые сохранили о нём самые светлые воспоминания».
Было бы хорошо, если бы книгу В. Ермоленко «Белорусы и Русский Север» читатели увидели не только в Беларуси.