Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Из России с пустыми руками

01 января 2007

ПРОШУ СЛОВА

Увезти что-нибудь на память из краёв, доселе тобой не виданных, для туриста дело чести. Сувенир в национальном духе – вещественное доказательство факта «я там был». Из Брабанта увезут кружевную салфеточку, из Льежа – шёлковый шарфик, из Мейсена – синюю с белым чайную чашку. Что везут из Москвы? Если не матрёшку, то в лучшем случае – хохломскую ложку или палехскую шкатулочку. Вот только расписывали ли эту шкатулочку именно в Палехе или слепили из того, что было в подвале какой-нибудь московской пятиэтажки, – большой вопрос. А не съест ли в конце концов сувенирный ширпотреб настоящее народное искусство? С этим вопросом мы обратились к председателю правления ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадию ДРОЖЖИНУ.

– Никто никого не съест, если к проблеме сосуществования сувенирной продукции и продукции народных промыслов подойти с умом. 

– А с умом – это как? 

– Так, чтобы соблюдалось равновесие интересов обеих сторон. Чтобы отрасли эти не конкурировали, а поддерживали друг друга. 

– Вы всерьёз полагаете, что такое возможно? 

– Конечно, возможно. Но при одном условии: при наличии развитой инфраструктуры, способной обеспечить сбыт продукции – как сувенирной, так и художественной. От этого зависит будущее всех российских народных промыслов. Никому не нужно доказывать, что формирование инфраструктуры рынка – это очень затратное дело. Большие торговые сети вроде какого-нибудь «Ашана» или «Рамстора» никогда изделия народных промыслов продавать не будут. А своей сети у нас нет. Но если нам негде продавать свою продукцию, то как мы будем жить? Ассоциация выходила на правительственный уровень с этой проблемой ещё десять лет назад, в 98-м… 

– И если бы не дефолт, то... 

– Да, как говорят в таких случаях, всё могло быть иначе. Ведь в одном из принятых тогда постановлений правительства было прописано создание магазинов, специализирующихся на изделиях народных мастеров. Но создать магазины на бумаге это одно, а на практике – совсем другое. Увы, за эти десять лет ситуация с места практически не сдвинулась. Как был один магазин хороший в Нижнем Новгороде, так и остался. Более того, мы даже в Москве магазин потеряли на Кутузовском проспекте. Если бы не поддержка нашего мэра… Год назад в столице на улице Зорге открылся прекрасный торгово-выставочный центр народных промыслов. Таким, пожалуй, ни одна европейская столица похвастаться не может. 

– А как же знаменитый магазин на Арбате?
 
– Знаменитый-то он знаменитый, но настоящих промысловых изделий там не так уж много. В основном – более или менее качественная имитация. А мы-то говорим о реализации аутентичных вещей, прошедших художественно-экспертный совет, отражающих традиции промысла, изготовленных в точном соответствии с исконными технологиями. 

– Значит, за подлинной гжелью или дымкой не на Арбат ехать надо, а на улицу Зорге? 

– За подлинными – да. Все 250 предприятий, входящих в нашу ассоциацию, представляющих самые именитые российские промыслы, везут туда свою продукцию. Мы мечтаем о том времени, когда отсюда, из Москвы, эта продукция будет разъезжаться по матушке-России. 

– Так куда ж она поедет, если магазинов нет? 

– Вот мы и хотим сделать так, чтобы в каждом областном центре был хотя бы один магазин народных промыслов. 

– Под эгидой ассоциации? 

– Совсем не обязательно. Они могут быть частными или муниципальными. Не важно, кому они будут принадлежать, важно, чтобы они были. 

– Боюсь, что ни частные предприниматели, ни местные власти не рискнут ввязаться в эту затею – не выгодно. 

– Я могу их понять. Но когда торговать изделиями народных промыслов станет выгодно, может случиться так, что проявлять инициативу будет уже поздно. 

– Что вы имеете в виду? 

– Видите ли, задачу эту надо решать, так сказать, с двух концов одновременно, то есть и на государственном уровне, и на уровне предпринимательской инициативы. С одной стороны, народным промыслам нужна стабильная, продуманная государственная поддержка. Причём не только финансовая. Без капиталовложений техническое перевооружение отрасли невозможно.
 
– Подождите, Геннадий Александрович, какое техническое перевооружение? Народные промыслы – это же ручная работа! 

– А подготовительные производства? Они есть практически у каждого промысла: при изготовлении фарфора и керамики, при обработке дерева и металла… Это на выходе мы имеем авторскую работу – роспись, чеканку, резьбу. Но капиталовложения – это ещё не всё. Наши ведущие промыслы – это общегосударственные бренды. Ну кто за границей знает, что Хохлома – это Нижегородская область? Это Россия! Так что тут дело идёт о национальном престиже, заботиться о котором государству пока недосуг, к сожалению. А тем временем низкокачественный ширпотреб, выдаваемый за народное искусство, этот самый престиж опускает всё ниже и ниже. 

– С государственной поддержкой ясно. А что вы подразумеваете под частной инициативой? 

– Дело в том, что мы оказались совершенно не готовы к массовому туризму, в том числе и иностранному. Иностранец не откажется купить что-то на память, но он не захочет вкладывать за сувенир больше пяти-десяти долларов. Наши соотечественники ещё скупее, пусть и не по своей вине. А настоящий палех или ростовская финифть стоят, как правило, значительно дороже. Это ведь не просто ручная работа – это авторское творчество. Чтобы за такие изделия выкладывали более крупные суммы, надо создавать на них моду, а это времени требует. К тому же мода модой, но не каждый захочет ей следовать. Да и финансовые возможности у людей разные. И для того, чтобы каждый смог купить себе что-то на память и при этом не проделать брешь в своём бюджете, мы думаем над тем, чтобы на наших производствах наладить выпуск сувенирной продукции, сохраняя промысловую специфику – городецкую, хохломскую, палехскую. 

– Мы вернулись к тому, с чего начали наш разговор? 

– Вот именно. Мы должны сами наладить это производство и, естественно, позаботиться о реализации. Иначе этим займутся предприимчивые господа из Юго-Восточной Азии. Они-то как раз на потребности рынка реагируют очень оперативно. Ну а пока тысячи туристов уезжают из России с пустыми руками. Обидно. 

– Чем сувенир будет отличаться от аутентичной продукции промысла? 

– Технологией. Традиционные сюжеты, цвета, геометрические формы – всё будет соблюдено. Это же интеллектуальная собственность промысла. И делать сувениры будут на промыслах же, но по упрощённой технологии. Например, на гжельской посуде или жостовских подносах вместо ручной росписи будет использоваться деколь – своего рода «переводная картинка». 

– А не проиграет ли настоящий поднос сувенирному? 

– Уверен, что нет. Ну подумайте сами. Кто-то может себе позволить кольцо от Тиффани с настоящим бриллиантом, а кто-то с удовольствием купит колечко с феанитом, огранённым точно так же, как и природный камень. Покупатель знает, что приобретает он не подделку (его же никто не обманывает), а копию. У нас – тот же самый случай. Аутентичные изделия, как правило, могут оценить по достоинству только специалисты или коллекционеры. Обычному же покупателю в тонкости вдаваться и в голову не приходит. Ему важно, чтобы то, что он покупает, было красивым и по его средствам. В результате выигрывают все – и покупатель, и промысел, ведь средства от продажи сувениров пойдут на развитие промысла же. Причём средства немалые: ручную работу купят десять туристов из тысячи, а сувенир – остальные 990. Вот такая арифметика. 

– И всё-таки между копией и подделкой какая-то уж слишком тонкая грань. Многие полагают, что сувенирную промышленность надо отделить от народных промыслов и очень жёстко ограничить по видам продукции, дабы уменьшить риск производства подделок. 

– Нас соблюдение этой границы тоже очень волнует. Но такая модель как раз и позволяет свести подделки на нет. Сейчас изделия народных промыслов подделывает кто угодно, как угодно и где угодно. Ни о каком соблюдении традиционных канонов речь не идёт. А вот если копии будет производить сам промысел, и только он… 

– … прямо как во Франции: коньяк может быть родом только из Коньяка? 

– Совершенно верно. Только это необходимо закрепить законодательно и ввести адекватную систему наказаний за нарушение этого закона. Потому как мало закон принять, нужно ещё, чтобы он работал! И сделать это необходимо как можно быстрее. У рынка свои законы. Мы не можем допустить, чтобы сюда вторглись недобросовестные конкуренты. А то как бы не пришлось, снявши голову, по волосам плакать. 

Беседовала Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Геннадий Дрожжин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS