Уже в четвёртый раз Российская академия художеств подвела своеобразный итог выставкой дипломных работ, исполненных выпускниками двух ведущих художественных институтов страны – Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова и Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Около трёхсот живописных, графических, скульптурных, мозаичных работ, макеты будущих архитектурных объектов были представлены в Галерее искусств на Пречистенке программным проектом академии «Наследники великих мастеров».
Название экспозиции имеет двойной смысл. С одной стороны, есть в нём некая претенциозность – само наследие великих мастеров настолько весомо, что и наследники должны быть под стать. А таковы ли они на самом деле? Достойны ли они этого наследства?.. С другой, грешно оставлять богатство без присмотра, необходимы руки, в которые можно было бы с лёгким сердцем вложить то, что и к тебе пришло из рук щедрого предшественника…
Российская культура испокон веков сильна традицией, которую пока что и нашим современникам удаётся сохранять и передавать следующим поколениям. Однако художники всерьёз озабочены тем, что в одиночку могут не справиться с этой ношей. Практически их деятельность можно считать миссионерством, поскольку в нашей стране государственная программа поддержки художественного образования попросту отсутствует. Об этом говорили в рамках выставки члены президиума РАХ, члены Совета по художественному образованию, ректоры академических художественных вузов, ведущие мастера современного российского изобразительного искусства, руководители учебных и творческих мастерских, ведущие специалисты в области искусствознания.
Заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, ректор МГАХИ им. В.И. Сурикова Анатолий Любавин:
– Надо создавать наиболее благоприятные условия педагогам – это очень важная тема, о которой не следует забывать, говоря об академическом образовании. Выставка показывает школу, какой она является в настоящем моменте. Главное – она сохранена и развивается. Мы видим работы выпускников двух разных вузов, но это ещё и две разные школы: Санкт-Петербург всегда оставался консервативным, Москва более живая, переменчивая. И мы учимся друг у друга. Настоящий художник учится всю жизнь. Тот, кто говорит, что всему уже научился, не понимает, что застыл в развитии. В искусстве всегда должен быть конфликт – он сам по себе очень интересен. А что хорошо и что плохо в современном искусстве – можно обсуждать...
Заслуженный деятель искусств России, академик Российской академии художеств, профессор Андрей Золотов:
– Конечно, Петербургский институт им. Ильи Репина и Московский институт им. Василия Сурикова – очень разные, у них много отличий, но вместе они – это российская школа! Это традиция культуры Отечества. Это и традиции отдельных мастеров-педагогов. И при всех стилевых особенностях двух школ их объединяют этическая сторона искусства, профессиональные требования художника к искусству, к себе и к своим коллегам. Российская школа – это способ и результат обучения, способность и готовность восприятия той или иной самостоятельной творческой личностью окружающего мира, чужого понимания и взгляда на этот мир. Если есть различия, то есть и что-то общее. Печать родства всегда прекрасна!
Народный художник СССР и РФ, президент Российской академии художеств Зураб Церетели:
– Главная наша задача – поколение, школа... Такой художественной школы, как московская и петербургская, нигде в мире нет! Надо найти форму, которая позволила бы молодому поколению продолжить своё развитие и творческий процесс в нашей стране. Очень рад вам сообщить, что в Европе весьма заинтересовались нашей программой, нашей академической школой, основанной на традициях высокого искусства. На Западе сейчас так уже не учат... И скоро к нам на обучение оттуда, в частности, из Испании и Франции, приедут новые студенты. У нас же прекрасная педагогическая база – великолепные мастера, которые не просто словесно, но руками передают свои знания! Сохранить школу – это значит сохранить богатство России.
Вот уже два десятилетия пытаются учебные академические заведения вернуть заинтересованность государства в подготовке и воспитании творческих кадров, но просвета не видно. И сама риторика типичных восклицаний «Неужели государству наплевать на нашу культуру?» уже потеряла смысл. В связи с закрытием целого ряда художественных предприятий – Всесоюзного художественно-производственного комбината им. Вучетича, Мытищинского завода художественного литья, Подольского художественного комбината и других – в начале 1990-х годов и возникла данная проблема. Параллельно с этим средние учебные заведения, которые в советские годы готовили мастеров-исполнителей в области скульптуры, монументальной живописи, печатной графики, декоративно-прикладного искусства, многократно сократили подготовку специалистов. Соответственно испытывается и острая нехватка квалифицированных исполнителей, и те островки творческих мастерских, которые сегодня дают художникам возможность выразить себя и свой мир, всё в меньшем количестве остаются госучреждениями.
Пожалуй, наиболее актуальным является вопрос востребованности художников, дальнейшего трудоустройства выпускников творческих вузов и лицеев. Раньше у нас в стране существовало целевое направление по работе с молодыми художниками, скульпторами, искусствоведами, чётко функционировала система госзаказов, получаемых авторами при посредничестве творческих союзов. В настоящее время такая практика также утрачена. Как одно из решений, РАХ предлагает создать в своей структуре образовательный центр подготовки художников-мастеров-исполнителей высшей квалификации, что помогло бы отчасти сдвинуть сложившуюся ситуацию с застывшей точки.
Дипломные работы, как рубеж, одновременно являются как отчётными, так и дающими выпускнику «путёвку в жизнь». В этом конкретном итоге пятилетнего обучения сосредотачивается всё, что приобрёл молодой человек, что принял из рук своих преподавателей: Ю. Боборова, А. Быстрова, В. Загонека, О. Еремеева, М. Курилко-Рюмина, И. Лубенникова, А. Любавина, Е. Максимова, Т. Назаренко, А. Пахомова, М. Переяславца, В. Песикова, С. Репина, А. Рукавишникова, О. Савостюка, В. Сидорова, О. Харченко...
Батальные многофигурные композиции живописных полотен на исторические темы, декоративные на всю стену панно и камерные иллюстрации к литературным произведениям, мозаичные иконы и бронзовые скульптуры, посвящённые Великой Отечественной войне... Здесь по-прежнему живёт академическая традиция, которая вопреки существующему положению и во благо обществу продолжает развиваться в современном искусстве России.