Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 августа 2025 г.
  4. № 31 (6995) (06.08.2025)
Библиосфера Культура

«Из сумерек к свету»

07 августа 2025

Майя Фолкинштейн

Е.М. Гушанская. Путеводитель по Александру Володину. – СПб.: ООО «АРТ-БУК», 2024. – 623 с. – 500 экз.

В связи с героем этой книги хочется вспомнить персонажа одной из песен Булата Окуджавы. Того, кто, работая над историческим романом, «из собственной судьбы выдёргивал по нитке». И такая ассоциация не случайна. Ведь творческое «полотно» Александра Володина (на фото) тоже было «соткано» из фактов его личной биографии.

Поэтому вовсе не кажется бестактностью или данью нынешней моде с её повышенным интересом к частной жизни легенд отечественной культуры то, что именно подобная так называемая сокровенная основа рассказов, пьес и сценариев Александра Моисеевича становится отправной точкой для рассуждений о нём Елены Гушанской.

И хотя труд этого петербургского филолога по своей направленности сугубо научный, да и, судя по скромному тиражу в пятьсот экземпляров, адресован он ограниченной части читательской аудитории, тем не менее присоединиться к предпринятому ею виртуальному «вояжу» в мир Володина, вероятно, пожелают многие почитатели таланта Александра Моисеевича.

Впрочем, тут есть достаточно существенный нюанс. Дарование Володина глубоко человечно, лишено пафоса и фальши, благодаря чему начиная с пятидесятых годов прошлого века и до сих пор оно находит отклик у читателей и зрителей, наверняка привыкших воспринимать «Фабричную девчонку», «Пять вечеров», «Осенний марафон», другие относящиеся к разным жанрам володинские сюжеты прежде всего сердцем. Гушанская же, предпославшая своей книге подзаголовок «Опыт аналитического чтения», предлагает подойти к наследию Александра Моисеевича с иной, рациональной позиции, что, справедливости ради стоит заметить, создаёт определённые проблемы в начале знакомства с «Путеводителем…».

Однако постепенно это ощущение проходит, чему способствует особенная, не часто встречающаяся в специфических изданиях сердечная интонация, пронизывающая всё повествование.

И в этом нет ничего удивительного. Несмотря на то что книга вышла в 2024 м, когда отмечалась 95 я годовщина со дня рождения Володина, она не безоговорочно «датская», и интерес Гушанской к Александру Моисеевичу давний (в 1999 м она вместе с И. Кузьмичёвым, которому, кстати, посвящён «Путеводитель…», подробно проанализировала поэзию Володина). Отсюда эмоциональность, местами даже страстность авторской манеры изложения материала, отсутствие дежурных слов и выражений, что вдвойне ценно, если учесть солидный объём книги, которая рассматривает три ипостаси Александра Володина: литературную, театральную, кинематографическую.

Каждой из них Е.М. Гушанская отводит отдельный раздел, содержащий скрупулёзный разбор, историю написания, информацию (зачастую критическую) о сценических адаптациях и киноверсиях того или иного произведения с обширными (при всей серьёзности подхода Гушанской к своему исследованию, к сожалению, не избежавшими ошибок) комментариями. И, конечно, в фокусе её внимания оказываются профессиональные метаморфозы Володина, неразрывно связанные с различными отрезками времени, в которые довелось жить Александру Моисеевичу.

А это время, как мы в очередной раз убеждаемся, было, мягко говоря, не слишком благосклонно к Володину, на чью долю выпало немало испытаний: почти сиротское детство, Великая Отечественная война, тяжёлое ранение, бытовая неустроенность послевоенной, перестроечной и постперестроечной эпох, неизменные в советский период сложности «общения» с цензурой… Но, читая книгу Е. Гушанской, не перестаёшь удивляться тому, как Александру Моисеевичу удавалось жизненные катастрофы «переплавлять» в тексты, наполненные энергией надежды на шанс вырваться «из сумерек к свету».

И ещё на примере Александра Володина понимаешь, что вопреки всему можно «гнуть свою линию» и, ничего не декларируя, не бросаясь громкими словами, жить честно, достойно.

Вот и выходит, что этот всегда сомневающийся, неуверенный в себе человек по большому счёту отличался внутренней силой и стойкостью. То есть ничего не преувеличивал Александр Митта, считавший, что «мягкость Володина была обманчива, она – на толщину кожи, а дальше – чистая сталь».

Эта приведённая Еленой Гушанской фраза ещё долго помнится после того, как закрываешь её книгу. Потому что лучше и точнее об Александре Моисеевиче Володине, наверное, и не скажешь.


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Мелодии на память

    07.08.2025
  • Очередной подарок

    07.08.2025
  • Озеров и Олялин: эпос «Освобождения»

    06.08.2025
  • В горячий час…

    06.08.2025
  • Николай Гринько: «Кто меня поймёт, если не вы…»

    06.08.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Книга Интервью Утрата Новости Театральная площадь ЛГ рейтинг Очевидец Поэзия Коми Эпоха и лица Музейное дело Анонс
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS