, академик РАН
Российские рыночные реформы по неолиберальным лекалам серьёзно разрушили наш научно-технический потенциал. Доля НИОКР в ВВП у нас сегодня в 2–3 раза меньше, чем в промышленно развитых странах мира. В новой экономике знаний, которая будет, как считают учёные, определять лицо XXI века, это означает неминуемое отставание.
Вспомним, как после окончания Отечественной войны, когда стране ещё недоставало средств на восстановление разрушенного хозяйства, правительство беспрецедентно увеличило размер оплаты труда учёных и преподавателей с научными степенями, членов союзной и отраслевых академий наук. Это было не выборочное повышение для отдельных категорий, а всеобщее – для всей сферы науки и высшего образования. Оно изменило социальный статус учёных и преподавателей, подняло престиж науки, дало мощный стимул для притока в неё способной молодёжи, а главное – помогло выйти на авангардные позиции в мире.
Хорошо, что и нынешние политические верхи осознали наконец важность научной сферы, но то, что конкретно делается, озадачивает. Похоже, что стратегии, разделяемой и поддерживаемой научной и педагогической общественностью, не существует, а может быть, нет ещё и твёрдой воли к её разработке. Одним из примеров служит решение о выделении на три года вузам 80 грантов по 150 млн. руб. ($5 млн.) каждый для ключевых исследований с приглашением ведущих мировых учёных, в том числе выходцев из России.
Делается это на фоне урезания ассигнований на академическую науку, а также на два главных государственных фонда – РФФИ и РГНФ, выделяющих гранты на актуальные исследования. Ставка по примеру США – на вузы. Но у нас почти трёхсотлетний и оправдавший себя опыт другой организации науки. Её ведущим органом выступала Академия наук с её многочисленными институтами и региональными центрами, дорогостоящим научно-техническим оснащением, коллективом выдающихся учёных, в том числе несколькими лауреатами Нобелевской премии, авторитетными изданиями, научными советами и т.д. Российские университеты и вузы в отличие от американских сегодня едва ли могут служить основой для развития науки на мировом уровне. Их сотрудники перегружены сотнями часов учебной нагрузки, часто не имеют ни времени, ни оборудования для серьёзных исследований. Сомнительно, что вузовские условия заинтересуют зарубежных светил. Одной щедрой зарплатой их не заманишь.
Посадив академическую науку за годы реформ на голодный паёк и тем самым ослабив и значительно её обескровив, мы теперь обращаемся с поклоном к Западу. Академическое и университетское сообщества должны образовывать общую интегрированную среду, в которой накапливаются знания, обобщается мировой опыт, обучаются, воспитываются и достигают вершин исследовательские и педагогические кадры. Её нельзя разделять на любимчиков и пасынков. Нельзя труд докторов наук и профессоров, независимо от того, имеет ли их работа коммерческий результат, оплачивать хуже, чем услуги рядовых менеджеров. Не надо соотечественнику, работающему в США или ЕС и на время приглашённому в Россию, платить по западным меркам, а оставшемуся в родных пенатах – в несколько раз меньше.
Для преодоления кризиса разумнее инвестировать дополнительные средства не в создание параллельных и дублирующих РАН структур, а в приумножение, совершенствование и омоложение исторически сложившегося и ещё полностью не утраченного научного наследства России.