О возвышающей цензуре и бездарной свободе
Не знаю, как вы, а я порядком устал от бесконечных обид наших кинематографистов на притеснения со стороны советской цензуры. Как тяжко, дескать, было работать киношникам раньше, в годы засилья худсоветов, цензоров и прочих инстанций «тоталитарного режима»! Даже пришедшая на смену «старикам» молодёжь «с ужасом» вспоминает тяготы «застоя».
Ирония судьбы и времени
А я говорю: спасибо! Слава богу, что в нашем кино были худсоветы и цензура. В результате мы все – и деды наши, и родители, и мы, и наши дети – имеем великое советское кино. Его к ранам прикладывать можно – быстрей затягиваются. Заряд добра и таланта там такой, что хватит на несколько поколений.
Без цензуры и худсоветов с нашим кино произошла катастрофа. Возьмём для примера двух популярнейших и любимейших режиссёров – Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая. Цитаты из их фильмов пошли в народ и живут до сих пор. Но помнят и любят у нас только то, что было сделано при советской власти, то есть при цензуре и худсоветах. «Гараж», «О бедном гусаре…», «Ирония судьбы…» и другие фильмы Рязанова – золотой фонд кино.
А потом случилась перестройка, худсоветы и цензура были высмеяны, опозорены и разгромлены. И пошло-поехало: «Небеса обетованные», «Старые клячи», «Привет, дуралеи». Остальных названий не помню. Как и широкая публика, потому что помнить нечего. А ведь почти десяток (!) фильмов сделал Э. Рязанов после крушения ненавистного ему державного контроля. И где они?
С Леонидом Гайдаем ситуация ещё хуже. После крушения цензуры и худсоветов он снял всего два фильма: «Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди». Но лучше бы он их не снимал… И Рязанов, и Гайдай своим творчеством доказали, что талант нуждается в опеке и что советской киноцензуре нужно ставить памятник. Например, в виде неких ножниц, заключённых в бант из кудрявой киноленты. Или кинокамеры, опирающейся не на штатив-треногу, а опять же на ножницы. В любом случае хочется, чтобы памятник был и смешной, и добрый одновременно. А не уродливый и злобный, как предпочитает наша бездарная элита, которая в своей борьбе с государством победила собственный народ.
«Советскость» как приговор
Посмотрите на украинцев. Одуревшие от своих революций и брехни, они – патриотические маньяки. Но мы, русские, – патриотические импотенты. Не знаю, что хуже. Они из своих подлецов и подонков сделали героев. А мы из своих героев сделали подлецов и подонков. Из Шолохова – плагиатора, из Чайковского – «гомосека», из Сталина – параноика…
Российский «креативный класс» вообще понимает, что такое национальное достоинство? Никто, ни одна живая душа не вспомнила, что 2014-й – это год не только 100-летия начала Первой мировой войны, но ещё и 200-летия взятия Парижа. Мы что – стыдимся этой победы? Боимся обидеть французов? Или, может, нам извиниться перед Францией за то, что мы их победили?.. Ясно, что кино об этой странице истории требует больших денег. Ну так заберите их у авторов «чернушных» проектов, с их микроскопическими талантами и макросамомнением! Оставьте без денег то, чему и на свет не стоит появляться. Страна от «невиннострадающих» предателей и их мучителей-энкавэдэшников, вгоняющих в россиян ощущение ничтожности, устала. Чёрт знает что снимают и нагло игнорируют реальный материал, который мог бы поднять дух народа. Им и в голову не приходит бороться за честь страны, за величие русской истории.
Однажды я смотрел фильм про актрису Любовь Орлову. Голос за кадром, перечисляя достоинства прославленной кинозвезды, объявил, что у Орловой не было в облике «пошлой советскости», даже когда она играла «советскость». Это, мол, звезда голливудского стандарта! Потом, уже в другом документальном фильме: у Татьяны Самойловой не было приземлённости и «советскости». У Людмилы Гурченко не было. И у Любови Полищук. И у Клары Лучко… Видимо, «пошлой советскостью» обладала только Нонна Мордюкова. За что лишённые «пошлой советскости» американо-английские киноакадемики и включили её в десятку величайших актрис всех времён и народов.
И ещё. У меня нет сомнений, что за океаном уже пишутся сценарии блокбастеров про агрессию русских на Украине, про Путина, стреляющего в «мирных демонстрантов» на Майдане. Нам нужно опередить голливудовцев и сделать своё кино: про Киев, про малайзийский «боинг», про одесскую Хатынь и Новороссию… Кстати, у нас даже есть возможность предложить одноимённую роль В. Януковичу. Вот была бы фишка!
Посмотрите на сегодняшние российские СМИ – развернулась мощная антибандеровская кампания. И это хорошо. Но поздно. Раньше нужно было бить по нацистам Украины – превентивно. Может, и до кровопролития бы не дошло. Но наши публицисты, историки, политики не любят заниматься внешним врагом. Любят мочить своих.
«По вагонам» не поющие
Ещё не стёрся в памяти скандал вокруг эстрадного фестиваля «Новая волна» в Юрмале, когда латвийские власти не дали визы его заявленным участникам И. Кобзону, О. Газманову и Валерии. Как поступило бы приличное общество, коллеги по цеху и ремеслу, если бы чужой дядя со стороны стал назначать среди них лучших и худших, а тем более определять, кому кнут, а кому пряник? Они бы возмутились. Приличные люди, которые читали А. Дюма, вспомнили бы девиз «Один – за всех, все – за одного». Но «творческой элите» Великой Руси стало так жаль вложенных в фестиваль денег, что все поехали и развлекали плюнувших им в лицо.
Впрочем, история с уже полузабытой «Новой волной» – ничто по сравнению с другим вопиюще антироссийским проектом шоу-бизнеса, который почему-то не вызвал возмущения широкой общественности. Речь о концертах Мадонны в Москве и Санкт-Петербурге. Американская дива вместо песен стала нашим баранам-соотечественникам читать лекцию про демократию и толерантность, объясняя, что гомосексуализм и «Пусси Райот» – это хорошо, а русское законодательство – плохо. И наши бараны аплодировали и визжали, и никто не закидал её тухлыми яйцами и гнилыми помидорами, не освистал, не вышел из зала, хлопнув дверью…
Конечно, наивно требовать от нашей богемы неподдельного патриотизма. Однако есть люди, которые этот самый патриотизм и некую социальность декларируют своим творчеством. Взять, к примеру, Александра Розенбаума. Морскую форму как наденет!.. И «чёрным тюльпаном» по ушам как даст! И про казаков, и про моряков… «Настоящий полковник»!
Но тут однажды мой приятель, майор из спецназа (фамилию называть не могу) рассказал о таком случае. Возвращаюсь, говорит, я со своей группой из Дагестана. Целый вагон заняли – пацаны с автоматами, «снайперками», гранатами и т.д. Видим – на вокзале Розенбаума провожают. И он садится в соседний вагон. Тронулись, и я туда, к нему, рассказывает майор. Так, мол, и так, Александр Яковлевич, мы тут с боевой операции возвращаемся, у меня целый вагон пацанов, порохом пропахших, нервы – как перетянутые струны. Короче, спойте ребятам!.. «А я, – отвечает Розенбаум, – по вагонам не пою».
Мой майор тут и скис. Не догадался барду напомнить, что Утёсов, Русланова, Шульженко и сотни других артистов (великих и не очень) пели солдатам своей страны и по вагонам, и по машинам, и по лесным полянам, и по госпиталям. И не ради того, чтоб «бабла срубить».
…Я эти розенбаумовские штучки давно знаю. Ещё со времён его первого приезда в Группу советских войск в Германии (1988). Популярность его росла тогда со скоростью цепной ядерной реакции. Мы в редакции военной газеты (она базировалась в Потсдаме) заобожали «преемника Высоцкого». Помню, наш фотокор Сашка Обуховский сделал огромную фотокопию 100-марочной немецкой купюры и вмонтировал в неё портрет Розенбаума. Александру Яковлевичу очень понравился сувенир. И тут вдруг мы узнаём, что в одном из гарнизонов внезапно отменили концерт Розенбаума. Оказалось, он уехал развлекать (внимание!) участников сбора работников военторгов группы войск. Время было перестроечное, дефицитное. Видимо, человек нуждался… А то, что без духовной пищи бойцов и офицеров оставил – так ведь не без куска же хлеба.
Видно, у нас на Руси любовь к Отечеству и уважение к своему народу есть настоящее, великое искусство, далеко не всем доступное. Даётся только истинным талантам. Вот Василию Шукшину и Владимиру Высоцкому было дано. А Розенбауму – нет.