Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Из юристов –в солисты. Из студентов – в профессора

01 января 2007

ПЕРСОНА

На сайте Московской государственной консерватории, в которой, как и во всех учебных заведениях страны, на этой неделе начался новый учебный год, есть замечательный раздел под названием «Студенты». Там перечислены 15 тысяч фамилий – людей, которые в разные годы, начиная с самого первого набора 1866 года, обучались в прославленных стенах музыкальной академии на Большой Никитской. Выбрав в строке поиска цифры 1958, можно в одной из 164 строк обнаружить такую – «Болдин Леонид (сольное пение)». Это имя прекрасно знакомо всем поклонникам оперного жанра и русской вокальной школы. Пять десятилетий выступает он на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где исполнил многие из ведущих партий мирового басового репертуара. А много лет спустя после окончания своей alma mater пришёл сюда уже в качестве педагога.
Наш собеседник – народный артист СССР, профессор Леонид БОЛДИН.

– Леонид Иванович, стать студентом столичной консерватории было непросто во все времена. И пятьдесят лет назад, наверное, не менее, а может быть, и более сложно, чем сегодня. Хорошо помните своё поступление? 

– Ещё бы! Ведь в консерваторию я попал не как все. Сначала окончил Саратовский юридический институт. Там активно участвовал в художественной самодеятельности. И однажды меня показали солисту Саратовского театра оперы и балета профессору Юрьянову. Помню, исполнил арию Сусанина и арию Мельника. Михаил Андреевич прослушал и говорит: «Беру вас в свой класс». Так, учась на четвёртом курсе юридического, я поступил на вечернее отделение Саратовской консерватории. Но доучиться мне в ней до конца так и не довелось: через полтора года пришлось уйти. К тому времени у меня родился ребёнок, а жить в Саратове нам было негде. Уехал в Воронеж, где был зачислен старшим юрисконсультом Лискинского отделения Юго-Восточной железной дороги. Проработал там четыре года… 

– И что: о пении молодому юрисконсульту пришлось напрочь забыть? 

– Ну почему же? И здесь принимал участие в самодеятельности: выступал в составе железнодорожного хора, солировал. Правда, пианисток, с которыми можно было бы исполнить какие-то серьёзные вещи, у нас не было. Мы работали с баянистом. Но арию-то под баян петь не будешь… Однако вскоре мне повезло. В наше отделение приехала работать семья, а их дочка училась в консерватории по классу фортепиано. С ней я вспомнил и Сусанина, и Мельника, и варяжского гостя, и, конечно, народные песни. 

А летом 1958-го в Москве проходила декада литературы и искусства Воронежской области. Я попал в число счастливчиков, чьи номера были отобраны (притом комиссией, в составе которой были представитель Министерства культуры и сотрудник Идеологического отдела ЦК партии) для показа в столице. И вот на заключительном концерте в Центральном театре Советской Армии я в сопровождении симфонического оркестра областной филармонии под управлением Гургена Карапетяна исполняю арию Сусанина, завершая своим выступлением первое отделение. За кулисами во время антракта мне сообщают: «Слушай, Болдин, тебя там спрашивают!» «Кто?» – удивился я. И тут же слышу бас: 

– Здравствуйте, я Максим Дормидонтович Михайлов. Может, знаете такого? 

– Конечно… Я слушал вас в Саратове… 

– Молодой человек, а кто вы по образованию? 

– Юрист. Работаю юрисконсультом. А пою – это просто самодеятельность. 

– Как? Юрист – и с таким голосом? Нет, с юриспруденцией вам необходимо заканчивать… 

Вокруг нас уже начинало собираться всякое начальство, и Михайлов обращается к кому-то: «Александр Александрович, надо помочь молодому человеку». «Хорошо, Максим Дормидонтович, мы учтём вашу просьбу». А это был Холодилин, замначальника управления музыкальных учреждений Минкульта. Отсюда всё и завертелось. Холодилин позвонил ректору консерватории, знаменитому Свешникову. Когда я пришёл к Александру Васильевичу, тот направил меня к декану вокального факультета Тицу. «Я дам тебе концертмейстера, – сказал Гуго Ионатанович, – с которым ты решишь, что будешь петь на экзамене». Уже через два дня – второй тур. Прихожу на экзамен в расшитой рубахе навыпуск. «Ну, что вы нам споёте?» – спрашивает комиссия. «Русскую народную песню «Эй, ухнем». И ухнул… По окончании прослушиваний декан подходит ко мне с высоким, под два метра мужчиной: «Я знаю, ваша командировка заканчивается – возвращайтесь в Воронеж. Третий тур петь вам не надо. А это – Александр Иосифович Батурин, солист Большого театра, народный артист РСФСР. Он, если не возражаете, берёт вас в свой класс. Первого сентября мы ждём вас на занятия». Вот так я и поступил в Московскую консерваторию. 

– Я слышал, что профессор Батурин был очень требователен к своим студентам… 

– А как же! Со студентами только так и нужно. Ведь если их распустишь, то они и на занятия будут опаздывать, и приходить с невыученными произведениями… 

– И вы сегодня к своим ученикам так же относитесь? 

– Ну, не так жёстко, конечно, как относились к нам. Но требовать-то с них надо! 

– Согласны ли вы с тем утверждением, что в постсоветское время престиж оперы, да и высокой музыки в целом у нас заметно упал? 

– Конечно, это так. Потому что современная попса заполонила собой всё. Сейчас ведь даже на эстраде крайне мало хороших песен и романсов, которые способны жить долго. В основном – ширпотреб. Но ничего не сделаешь, такая сложная пора. Хорошо хоть телеканал «Культура» балует нас иногда по-настоящему высокими образцами, показывает подлинные шедевры. 

– И каковы, по-вашему, перспективы? Есть, например, достойные преемники у того же студента консерватории Болдина, который почти сразу совмещал своё обучение с работой на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко? 

–Пока нет. Увы, оскудела Россия голосами. Мало сейчас хороших студентов, которых видно в перспективе. Был у меня один ученик Саша Виноградов: хороший бас, лауреат многих международных конкурсов. Сперва работал в нашем театре, потом в Большом. Но «слинял». Сейчас работает в Schtatz Opera в Германии. 

– А что ж остальные-то студенты? Ленятся? 

– Не столько ленятся, сколько испытывают проблему дарования. Ну не отпущено им Богом таланта в той мере, в которой хотелось бы. В нашем деле ведь очень важно, когда сочетаются и хороший голос, и наличие актёрских данных. А талант певца – он ведь виден сразу! 

Беседу вёл Богдан КОЛЕСНИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Леонид Болдин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS