Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 января 2025 г.
Литература

«Избавлен вновь от смерти я…»

Не стало Станислава Красовицкого (1935 – 2025)

23 января 2025

Имя это когда-то гремело в андеграундных кругах, где Красовицкого считали гением. Для современных адептов т.н. «второй культуры», полагаю, он и поныне – крупнейший поэт «группы Черткова» или «Мансарды», куда входили также Н. Шатров, А. Сергеев, В. Хромов и др. Однако сам Красовицкий, активно писавший во второй половине 1950-х, не захотел числиться первым парнем на андеграундной деревне – как, впрочем, и не захотел встраиваться в столь ненавистную людям его круга иерархическую пирамиду «официальной литературы». Он просто ушёл из поэзии, завещав друзьям уничтожить всё написанное им. Говоря о своих ранних стихах (предваряя публикацию поздних), Красовицкий подчеркнул: «Правильнее считать, что те и эти стихи принадлежат разным людям». Добавив: «К счастью, большая часть написанного в юности уничтожена».

То, что мы знаем из публикаций раннего Красовицкого – сильно, захватывающе и страшно, даже безобразно одновременно. Эти стихи грубого помола иногда поражают откровенностью переживаемого трагизма бытия (которую не припишешь ни к какой андеграундности):

Быть может, это хлопья летят –

умирая, тают среди громад.

А может, это рота солдат

на парашютах спускается в ад.


Ну что ж, таково назначенье их канта,

такова безграничная ночь над Москвой.

И ясна авантюра того лейтенанта,

что падает вниз у окна моего.


Их деревья преисподней встречают сверчками,

и последние черти им честь отдают.

И не видно огней. Только звёзды над нами

терпеливо построены в вечный салют.


Однако в основном стихи молодого Красовицкого, если читать их тем «массивом», который предлагают различные антологии и сайты, оставляют впечатление пугающее и даже гнетущее. Удивительно было мне узнать, что сам поэт почувствовал в своих ранних стихах разрушительный заряд, прямой вред для читателя – и, уничтожая их, испытал большое облегчение. Конечно, зная о путанице с публикациями, об уничтожении большей части стихов и т.д. рассуждать сегодня о раннем периоде творчества поэта с аналитической ли, историко-литературной точки зрения едва ли имеет смысл. Творчество это трансформировалось в легенду – быть может, и не имеющую масштабов мифа, но всё же вписанную в историю поэзии на правах апокрифа.

Гораздо значимее то, что поэт, познавший славу (пускай и подпольную) в молодости, сумел отказаться от неё, переворошить всю свою эстетику, дойдя до этического корня; повернуть, по собственному признанию, свою поэзию на 90° и начать писать «не по горизонтали, а по вертикали». Такова была малая теория поэзии Красовицкого (к тому времени уже – отца Стефана), которой он истово придерживался в позднейшие годы. Уникальность ситуации в том, что и о поздних стихах этого поэта мало кто имеет хоть сколько-нибудь твёрдое понятие. В 2006 году выходила недоставаемая ныне книга стихов Красовицкого, изредка в малозаметных изданиях появлялись небольшие подборки его стихов... Вдобавок ко всему, былые друзья по андерграунду ответно демонстративно отвернулись от нового Красовицкого, бесконечно далёкого от каких угодно лит. тусовок и попыток получить дивиденды за былую антисоветскость.

Красовицкий уже давно был не здесь. Дух этого полного сил и энергии человека тянулся всё выше. Успевали ли за ним стихи – как явление творчества, факт искусства? Вопрос не столь уж простой и однозначный. Стихи стали прямолинейны, часто дидактичны, предельно просты по звуковому и ритмическому рисунку, да и в конечном счёте – по мысли. Но кто знает, не за этой ли «последней прямотой» и простотой скрывается то вертикальное устремление духа, метафорой для которого могут служить слова С. Липкина: «Поэзия – подножие той горы, вершина которой – молитва»?..

Кто освещён хотя немного

Трилучным светом бытия,

Тому и трудная дорога

Известна вся от А до Я;


Что за Адама преступленье

Меня ужалила змея,

Но что победою Оленя

Избавлен вновь от смерти Я.


Сейчас Станислав Красовицкий, отец Стефан воссоединился со своими стихами – будучи «вновь избавлен от смерти». Он пережил смерть одного поэта в себе и рождение другого. Он прожил различные – биографические и поэтические – жизни, стянув их в единое анкетное пространство человеческой судьбы. Горизонталь и вертикаль в его творчестве так и не пересеклись, не синтезировались.

Вертикаль поэта теперь сокрылась в небе – а значит, произошло то, о чём сказано в стихах:

Постой ещё – она исчезнет,

Твоя печальная судьба,

И дух божественный воскреснет

Из сердца грешного раба.


Константин Шакарян

Тэги: Утрата
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Созидающий

    23.04.2025
  • Утрата

    23.04.2025
  • Способ чувствовать мир

    23.04.2025
  • Прерванный полёт стрекозы

    23.04.2025
  • Утрата

    16.04.2025
  • Ну очень большой. Был…

    79 голосов
  • Народный поэт России

    78 голосов
  • Наследство Градского

    67 голосов
  • Сергей Юрский: «Надо опомниться!»

    60 голосов
  • Строптивый Наум

    56 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS