Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 июня 2014 г.
  4. № 24 (6467) (18.06.2014)

Избирательная «Карусель»

18 июня 2014

С развитием высоких технологий юные поколения, кажется, сполна охвачены многообразием приспособлений, гаджетов, обеспечивающих образование, обучение, развлечение – всестороннее развитие и воспитание завтрашних граждан нашего общества. И телевидение как средство коммуникации просто создано играть здесь важнейшую роль. Потому в России и вещает (с 27 декабря 2010 г., на базе специализированных предыдущих) телеканал «Карусель» – общенациональный государственный, совместное производство Первого канала и ВГТРК. Позиционируется он как главный детский канал в мире, существует его международная версия.

Кажется, самое первое, о чём позаботились создатели «Карусели», – чтобы счастливое детство-юношество наше было напрочь ограждено от серости. Мир передач абсолютно всех форматов и жанров окрашен в ярчайшие, чистейшие тона. Какую бы передачу ни включил – глаза ломит от всего разноцветья радуги. Никак нельзя вырасти нытиком, меланхоликом, если в любой момент есть возможность заглянуть в сверкающие всеми красками «Город дружбы», «Волшебный чуланчик», обиталище Смешариков или пингвинёнка Пороро. Но и не только самым маленьким зрителям канала, чья изобразительная «ниша» – погремушки или мягкая игрушка, предлагается эта флуоресцентная палитра: те, кто постарше, – участники интеллектуальной игры «Один против всех», аудитория «Ералаша» или «Папиных дочек» и т. п. тоже увидят мир без теней и полутонов, как будто на яркой солнечной полянке. Нейтрализацию серых буден в кадрах, в оформлении студии обеспечат всем, как курс поливитаминов.

В дополнение к африканской щедрости красок передачи канала сменяют друг друга в не менее интенсивном аллюре и сами все как одна протекают в бодрых, энергичных ритмах и темпах: даже в «Лентяево», где героев ещё только предстоит приобщить к здоровому, спортивному образу жизни, даже главный сопротивляющийся этому лентяй-злодей существуют в темпоритме боевика. Соответственно этому и все сопровождающие сюжеты музыкальные иллюстрации, песенки – резвые, энергичные, духоподъёмные!

Надо ли говорить, что рисованные мультики, сюжеты в технологии 3D анимации, передачи с участием кукол и взрослых и маленьких актёров и присутствующих в студии гостей на «Карусели» в подавляющем большинстве построены на образах дружелюбных, миловидных, не способных испугать, травмировать, ранить душу. За основу облика большинства фантазийных персонажей взяты, как для игрушек, пропорции тела ребёнка, зверюшки выглядят не натуралистически, а как любимые ребятнёй мягкие или пластмассовые обезьянки, свинки, медвежата и даже динозаврики. Есть и страхолюдные персонажи (тот злодей из «Лентяево»), есть и не очень симпатичная анимация, где персонажи похожи на крестики-нолики, есть прямо уродливые и пустые «Трансформеры», но этих единицы. Заповедь «Неси добро» создатели канала, судя по всему, чтят, как первую заповедь медицины «Не навреди» – на фоне гримас жизни и новостных хроник, спасибо им за это!

Ещё одной сильной стороной вещания «Карусели» можно признать стремление не только утешать, отвлекать, развлекать, увеселять свою аудиторию, но и – просвещать, обучать, умножать знания. Программы зарубежного производства, кажется, более прагматичны: канадская «Лесная книга» не столько созерцает мир живой природы, сколько внедряет знания о конкретных животных. В приключениях обитателей норвежского «Города дружбы», населённого и обезьянкой-полицейским, и слоном-пожарным, и их друзьями-подростками, читаются не только возвышенные мысли о дружелюбии, терпимости и добрососедстве, но и конкретные примеры поведения в ситуациях, которым хорошо бы следовать (на дороге, при пожаре...).

В просветительных программах на высоте именно наши, российские производители: они зрелищно, изобретательно и интересно научат и читать с Берилякой, и рисовать, и готовить («Секреты маленького шефа»), и даже с симпатичным червячком говорить по-английски (Funny English). Ребятам постарше ответят на более сложные вопросы («Всё, что вы хотели знать», «Естествознание. Лекции+Опыты»), сделают увлекательные научные сообщения лучшие специалисты по истории, физике, литературе и т.п. К тому же, просвещая через игру и развлекательность, «Карусель» в основном держит планку, не низводя культуру до контр- и масскультуры.

Словом, заслуг у детско-юношеского телевидения в деле воспитания и развития молодой аудитории немало. Потому неудивительно, что премьер-министр России Д.А. Медведев в январе 2014 г. вручил каналу «Карусель» премию правительства РФ в области СМИ за 2013 г. Ведь задача, которую выполняет детское вещание, без преувеличения, государственной важности. От того, какими вырастут сегодняшние зрители «Карусели», будет зависеть не только то, какую аудиторию получат затем взрослые каналы. Главная зона ответственности производящей юниорскую продукцию организации: пестовать подрастание, становление того народа, который будет в скором будущем отвечать за нашу страну.

Но по гамбургскому счёту яркие тона телеканала «Карусель» несколько меркнут. Продукции канала при всех её достоинствах свойственен какой-то специфический подход к раннему возрасту человека: из этапа становления личности «заря туманной юности» превратилась в этакий манеж, консервирующий инфантилизм. Детская и подростковая аудитория – это и лакомый объект для производителей рекламы, идей, образов, манипуляций. Куда легче ребёнка и подростка отправить в тесные рамки каких-нибудь сообществ готов, чем сформировать из него человека универсального и общественного, воспитать патриота России.

Вот с этим-то универсализмом у «Карусели» и не всё гладко. Передач и проектов много, но они не всегда в сетке вещания. Хороша программа «Есть такая профессия», но последний выпуск был в эфире, судя по информации на сайте канала, в 2012 г. Юношеская аудитория, хотя канал и называется детско-юношеским, почти не охвачена, уклон больше в малышковые передачи, по крайней мере в эфире часами крутятся «Смешарики», «Смурфики», а то и ещё более схематичные типа «Маленького зоомагазина». Для ребят постарше – сделанная на основе комиксов «Мартина», о жизни девочки во французской деревне, и без всякой связи с контекстом вещания – сериал «Курсанты». Пос­ле видеоряда из «магазина мягкой игрушки», присущего каналу в целом, тонут материалы, снятые в реалистической манере.

И ещё об одном существенном недостатке. Канал не формирует никакого образа родной страны – сказки выбираются из какого-то «среднеевропейского» виртуального космоса. Странная избирательность, засилье иностранных имён, отсутствие российских реалий делают мир образов канала односторонним, далёким от родной почвы. А, казалось, детский канал в первую очередь должен воспитывать у детворы любовь к Родине. Может быть, поэтому недавно президент Путин обратил внимание на «Карусель» и предложил каналу показывать только отечественные мультфильмы.


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Любовь Герасимова

КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Родилась в... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS