Выставки, концерты… Вернисажи, премьеры… В цепи этой рутины всё ещё культурного города (несмотря на всеобщую тенденцию к архаике, одичанию и варваризации) непросто выделить главное – то, что действительно цепляет, задерживает взгляд и слух.
Позаимствуем крылья у петропавловского ангела, поплывём адмиралтейским корабликом по рекам и каналам – с остановками у дворцов и особняков, приютивших муз.
Поклонникам исторической живописи не миновать корпус Бенуа Русского музея, где разместился крупномасштабный просветительский проект – выставка «Избранники Клио». Интересно то, что авторы не только представили галерею русских правителей от князя Владимира до Владимира Ленина и даже Сталина – в живописи, графике, плакате, – но и то, что они мудро снабдили экспонаты историческими фактами. Не секрет, что родную историю наши молодые сограждане знают ещё хуже, чем родную речь, а здесь им не только удастся посмотреть на лица Рюриковичей и большевиков, но и освоить краткий курс истории Отечества. И хотя вначале авторы экспозиции сообщают в постмодернистском стиле, что хотели продемонстрировать некий исторический комикс, сама выставка настраивает уже на серьёзный лад. Авторы предельно честно показали всё многообразие изображений властителей и судей – от парадных портретов и академических сюжетных картин до триптихов И. Глазунова и соц-артовских плакатов а-ля конструктивизм c правителями времён «золотого застоя» и даже недоразвитой «вертикали власти». Они предпослали выставке и другое название – «Герои и злодеи русской истории», предоставив самим зрителям решить, кто из них кто. Интересно проследить и эволюцию тематической картины, и форм реализма – от классицизирующего ХIХ столетия к неоклассическому середины века XX, который привычно именуют соцреализмом. Обычное на выставках последнего времени видеосопровождение чередует кадры из гениального «Грозного» Эйзенштейна с «Царём» Лунгина (не в пользу последнего, признаемся), давая искомый «плюрализм» взглядов на русскую историю.
А ещё в целой анфиладе комнат корпуса Бенуа – образы святых, в земле Российской просиявших. Причём представлены они не только на разнообразных иконах, но и на куда более редко экспонирующихся складнях, крестах, даже на рельефных крышках рак. Есть и совсем редкие иконы – резные, эмалевые, с нечасто встречающимися иконографическими типами изображений святых. Это своего рода продолжение соседней исторической выставки. Но если там есть фигуры явно спорные, иногда даже ритуально заклинаемые или проклинаемые (Иван Грозный, Ленин, Сталин), то здесь перед зрителем предстаёт чистая и строгая линия ничем не оскверняемой российской истории – истории Святой Руси.
Выставки «Герои и злодеи русской истории» и «Святые земли Русской» продлятся до 16 мая.
Союз художников Петербурга продолжает свой стремительный калейдоскоп ярких выставок. После экспозиции юных художников открылась настоящая феерия синего цвета на керамических блюдах и композициях одного из самых известных современных мастеров декоративно-прикладного искусства, причём в европейском масштабе, – Владимира Гореславцева. Город над вольной Невой и её многочисленные притоки, его непарадные улочки и дворы-колодцы, объединённые свинцово-синим тоном, – вот главная тема этих фаянсовых «поэз». Взгляд коренного сибиряка, который старается помочь искусству родного Барнаула, на нашу ледяную Венецию столь же непафосен, как и его мирискуснического предшественника Добужинского. Это город не царей и великих князей, а маленьких людей Гоголя и Достоевского, но преображённый волшебным зеркалом искусства, осколок которого «застрял в глазу» художника. Увидеть вечную красоту в неказистом мотиве какого-нибудь Кривоколенного переулка из известного петербургского романа – вот смысл неоклассического искусства. В противовес старчески-немощному, а когда-то игриво-игровому постмодерну, превращающему всё, к чему ни прикоснётся его покрытая «могильными листьями» рука, в зловонную помойку.
Тут же, в соседнем зале выставочного центра союза, – изящные акварели Елены Базановой, посвящённые такой женской теме, как кошка. Но ещё лучше в её исполнении другой кот, слава которого, пожалуй, превосходит отечественную известность нашего Бегемота, – это Чеширский кот из целой серии иллюстраций к новому изданию и новому переводу бессмертной кэрролловской «Алисы». Оказалось, что помимо всем известного канонического текста самого первого сюрреалиста есть и авторская адаптация «Алисы» для детей. Её перевела та самая знаменитая Нина Демурова, а Елена Базанова, художник академической выучки, исполнила полный комплект иллюстраций – впервые в России. Получился настоящий подарок для книгочеев и «алисоманов» в дополнение к недавней нашумевшей 3D-экранизации. Художнику надо было следовать жёсткой установке издателей: по её словам, она должна была максимально точно проиллюстрировать авторский дайджест, так, чтобы ребёнок мог найти всё, о чём говорится в коротком тексте. В результате получилась «книжка-картинка» – 80 полос с иллюстрациями одного макета! Но путь от макета к самим картинкам оказался очень нелёгким, автору пришлось даже придумывать для себя правила изображения – правда, почти такие же «сюрные», как и сам текст (например, «чем страньше, тем лучше»). Пришлось включать в композицию иллюстрации текст, учитывать подробности сюжета неадаптированной «большой» «Алисы», играть с перспективой и пространством, экспериментировать с техникой (тушь, карандаш, акварель, фактурная бумага). Даже изобретать новое блюдо, которое понравилось бы самому Дали, – когда масло намазывают на часы – watchburger. Но Елена Базанова не просто создаёт оригинальные композиции, она даёт отсылки и к «викторианским» подробностям первого иллюстратора «Алисы» Дж. Тенниела. Русский мастер столь же щедра на мелкую деталировку фантастического мира «Алисы», столь же внимательна к приметам быта «страны чудес», как и современник Кэрролла. И здесь навык по-женски ювелирной, кропотливой работы на грани гиперреализма более чем уместен.
Елена Базанова – художник книги, которая не только профессионально занимается своим святым ремеслом, но и всерьёз озабочена положением с детской иллюстрацией. Одно из наших издательств она даже назвала «серийным убийцей» детской книги – за безвкусные, аляповато-яркие, агрессивные картинки. Согласимся, что подобного рода антихудожественные компьютерные иллюстрации стали мейнстримом этого «сегмента» книгоиздательского рынка. И это в стране с такой историей книжной графики, когда поколения воспитывались на «картинках» В. Лебедева, В. Конашевича, Ю. Васнецова, Е. Чарушина! Но об этом нужен отдельный и обстоятельный разговор.
Напоследок об одной радости, и тоже связанной с Русским музеем. Не секрет, что годами зрители были лишены возможности лицезреть колоссальные коллекции искусства советского периода. И вот наконец в том же корпусе Бенуа, на втором этаже, открылась экспозиция искусства 1910–1950 годов, которая демонстрирует часть сокровищ этих десятилетий с кровавым и величественным отблеском в лицах и картинах. Зрителя встречает радостное разноцветье «бубнововалетовцев», брутально-пассионарные Гончарова и Ларионов, хищный глазомер Родченко и Малевича, фасеточный глаз «аналитика» Филонова, «подкубленное пространство» Л. Поповой, неэвклидова геометрия Петрова-Водкина. Эта «победа над солнцем» продолжается образами нового человека – текстильщицами Дейнеки, работницами А. Пахомова и В. Пакулина, самолётами АНТ, людьми и пароходами. Часть работ периода соцреализма перекочевала из недавней обширной выставки «Гимн труду». После яркой геометрии 10–20-х годов – суровая сдержанность цветов и лиц 30–40-х годов. Для юных зрителей – первая возможность увидеть хрестоматийные «Оборону Севастополя» и «Сбитого аса» Дейнеки, «Фашист пролетел» А. Пластова, которые раньше сопровождали школьные учебники советского периода. И снова многоцветье – на этот раз «мирных полей» 50-х годов.
После лицезрения вершителей судеб народа, этих избранников Клио, – возможность увидеть монументальную героику искусства того времени, когда народ нашёл в себе силы отразить самое страшное в истории нашествие, а потом возродить страну из руин и сменить общественный климат – с «ледникового периода» на оттепель. И посмотреть на работы художников, которые вместо игры в бисер приняли вызов эпохи – «время, вперёд» и сумели запечатлеть «хронику текущих событий». «Урок царям» – и нам всем, апатичным и слабосильным наследникам великой исторической и культурной традиции.
, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ