Один из красивейших и самых атмосферных переулков нашей столицы, вобравший в себя целую коллекцию шедевров зодчества, пролегает от Спиридоновки до Трёхпрудного переулка, параллельно Садовой-Кудринской улице.
Своё название – Ермолаевский – переулок получил в XVII веке, по деревянному храму Священномученика Ермолая, «что на Козьем болоте», перестроенному позднее в каменный. В этой местности тогда располагалась довольно обширная Патриаршая слобода, где в специально вырытых прудах разводили рыбу для ежедневного употребления, а поблизости пасли скот Козьего двора.
С петровских времён слобода начала приходить в упадок, пруды забросили и только после победы над Наполеоном, в 1814 году, здесь вновь навели порядок: очистили один из прудов и разбили вокруг него сквер.
С 1961 по 1993 год Ермолаевский переулок назывался улицей Жолтовского – в честь известного зодчего-ретроспективиста Ивана Васильевича Жолтовского, который часто посещал Московское архитектурное общество, располагавшееся в доме № 17 по данному переулку.
Поклонники романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» наверняка помнят одну из начальных сцен этого произведения, когда писатель и критик Берлиоз попал под трамвай, «поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя напрямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал». Правда, теперь точно доказано, что это художественный вымысел: трамвай в этом месте никогда не ходил.
В 1896 году 37-летний Франц Осипович Шехтель, к тому времени уже достаточно известный архитектор и обеспеченный человек, выкупил участок небольших размеров на углу с Трёхпрудным переулком. Шехтели решили перебраться на новое место жительства (с Петербургского шоссе) после смерти их маленького сына Бориса. И выбор Ермолаевского переулка был обусловлен тем, что неподалёку, на Спиридоновке, находилось одно из владений его покровителей и заказчиков – купцов Морозовых.
Зодчий снёс уже имевшиеся на участке деревянные строения и по собственному проекту соорудил двухэтажный кирпичный особняк в стиле английской готики, хотя в нём уже прослеживаются идеи того, что впоследствии будет названо московским модерном. Существенную помощь Францу Осиповичу оказывал его ученик В.Д. Адамович.
Здание виртуозно вписано в неправильный по форме участок, где не остаётся места для внутреннего двора. При этом вдоль красной линии расположен лишь выделенный ризалитом объём гостиной, а все остальные помещения первого этажа (кабинет с огромным средневековым камином из натурального песчаника, столовая и ещё одна гостиная) группируются вокруг центральной оси – дубовой резной лестницы. На втором этаже – спальни. Главный вход в особняк устроен в угловой шестигранной башне со смотровой площадкой наверху. Над входом размещено выразительное мозаичное панно работы В.А. Фролова по эскизам самого Шехтеля. Оно содержит латинский инициал фамилии создателя дома S (Shekhtel), цифру 96 (дату постройки), а также три периода жизни ириса – юность, расцвет и увядание.
В глубине территории ещё одна башня – цилиндрическая, увенчанная конусообразным шпилем. Здесь находится чёрная лестница.
Внушительных размеров центральное окно кабинета, выходящее в Ермолаевский переулок, некогда обрамляли сплетения плюща, который вился по большей части фасада и цеплялся своими усиками за керамическую плитку. Подобный антураж придавал дому особый колорит и привносил сюда некую таинственность. Недаром своему близкому приятелю Антону Павловичу Чехову Шехтель шутливо писал, что «построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирху, то ли за синагогу».
Окружает здание ступенчатообразная каменная ограда с растительным орнаментом из извивающихся побегов.
В своём сказочном доме-замке архитектор прожил четырнадцать лет. Частыми гостями здесь были Михаил Врубель и Исаак Левитан, Леонид Собинов и Савва Морозов, ряд других общественных и культурных деятелей. В 1904 году Франц Осипович расширил свою мастерскую дополнительной двухэтажной пристройкой с северной стороны фасада, а в 1910-м переехал в свой новый, более просторный дом – на Большой Садовой улице. Прежнее же владение уступает купчихе Е.Я. Дунаевой, почётной гражданке города Москвы.
С победой Октябрьской революции в жизни шехтелевского владения наступила новая полоса.
Существуют сведения, что в самом начале 20-х годов здесь действовал Дом-коммуна, или Дом Помгола (дети Поволжья), то есть детский дом № 39 для беспризорных, где содержалось 62 ребёнка. И вроде бы этот дом содержался самолётостроительным заводом «Дукс» совместно с табачной фабрикой «Ява».
Зато известно совершенно точно о разделении в 1920-х старого особняка на четыре квартиры, где обитали высокопоставленные советские чиновники. Одну из этих квартир занимал нарком просвещения РСФСР А.С. Бубнов.
А с 1944 года домовладение передано Центральному бюро по обслуживанию иностранцев при Наркомате иностранных дел СССР (сейчас это ГлавУпДК при МИД России) и с того момента используется для размещения дипломатических миссий.
ГлавУпДК и иностранные дипломаты внимательно относились к историческому дому, который, по оценке специалистов, сохранился практически в первозданном виде. Огромное впечатление производят интерьеры обоих этажей: деревянные резные панели стен, массивные филёнчатые двустворчатые и одностворчатые двери с оригинальными латунными ручками, витражи, наборный паркет, напольная английская плитка, уникальные предметы встроенной мебели, люстры.
Разумеется, ремонты в доме случались, и даже не раз. Была и реставрация фасада. Но для кардинального решения проблем требовался комплексный подход. Именно поэтому в 2022 году ГлавУпДК задумало осуществить научно обоснованную реставрацию всего здания с приспособлением его к современному использованию.
Сейчас осуществляется разработка научно-проектной документации в соответствии с требованиями Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В ходе работ прежде всего планируются восстановление утраченных деталей фасадов (в том числе фигурок мифических гаргулий, оформлявших водостоки), воссоздание элементов декора и первоначального цветового облика интерьеров особняка. Уже идут предварительные работы по расчистке камина в кабинете Шехтеля. Кстати, когда-то стены этого помещения украшали шедевры живописной коллекции и собственные эскизы зодчего.
Кроме того, будут проведены модернизация инженерных систем, капитальный ремонт системы электроосвещения, благоустройство дворовой территории и установка архитектурной подсветки фасадов.