Вот и завершилась очередная выставка-ярмарка «Книги России». Как всегда, она была праздником, рубежом, временем подведения итогов и одновременно выстраивания новых планов. И моментом, высвечивающим острые проблемы книжного мира. Страшные слухи о грядущем переселении ярмарки в комплекс на обочине МКАД, где обычно выставляют мебель или автомобили, уже успели стать традицией. Но всё-таки не хотелось бы. Потому что тогда книга рискует и впрямь стать только товаром, начисто утратив высокое значение, издревле присущее ей.
О поддержке чтения говорилось в эти дни много. Однако прежде чем поддерживать интерес к чтению, нужно его пробудить. Но телевидение скупо информировало о празднике книги. А есть ли сейчас произведения, способные всерьёз заинтересовать потенциальных читателей и стать культурным событием? Ярмарка показала, что современной российской прозы, настоящих добротных романов, сугубо реалистических, блещущих авторским знанием жизни и человеческой души или, наоборот, изящно вплетающих в земные реалии нить древней и вечно молодой сказки, у нас до обидного мало. Классики много. Известной и не очень – не публиковавшихся досель в России произведений Владимира Набокова набралось на увесистый том. Классика, бесспорно, дело хорошее, но без современников страну к чтению книг не вернуть. Эта задача невыполнима без книг о нынешней жизни, да таких, чтобы в тексте сквозила живая душа, без настоящих писателей, к слову которых люди невольно прислушаются. Однако писателей настоящих на ярмарке и не было почти, что ни встреча автора с читателями, то авторы нехитрых детективов, кулинарных книг, а то и полузабытые экстрасенсы перестроечных лет.
Разве только Валентин Распутин, приехавший на юбилей Сергея Михалкова, едва ли не случайно зашёл сюда, на стенд, где была представлена книга Виктора Кожемяко «Валентин Распутин. Боль души». Прекрасна, конечно, такая нечаянная радость, однако на встречу с прославленным писателем, можно сказать, чудом попали лишь те, кто тоже случайно оказался в павильоне в нужный момент. А задача духовного возрождения России, которое невозможно без литературы, слишком важна, чтобы в её решении уповать на чудо или случай.