Почему Верховный суд снял запрет с «Дома-2»?
Ах, какие мы были наивные! Как мы, мамы, папы, дедушки и бабушки детей переходного возраста, радовались в октябре 2009 года, когда Краснопресненский суд Москвы запретил показ реалити-шоу «Дом-2» в дневное время, а Мосгорсуд подтвердил это решение.
Как мы вдохновились в конце 2010 года, когда Государственная Дума приняла Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Ведь по этому закону с 1 сентября 2012 года в детское время нельзя показывать то, что запрещено во всех цивилизованных странах на телеканалах, находящихся в открытом доступе. Мы восхищённо цитировали («Отложенная революция», № 1, 2011) закон: «Не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 4 часов до 23 часов по местному времени информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение…»
Тинейджеры в соответствии с этим законом не будут больше окормляться резидентами «Комеди Клаба» и прочими «иностранными агентами»; мы сладостно предвкушали, что освободившееся от похабного «развлекалова» время телевидение отдаст просвещению. Курс на инновационное развитие экономики России получит мощную информационную поддержку, ящик наконец будет служить народу, а не пожирать его время и душу…
Зря радовались. Законодательная власть хотела как лучше, а получилось не так, как всегда, а хуже некуда. Запрет выродился в маркировку-ориентировку.
Теперь всякий подросток, глянув в программу передач, узнает, на каком канале и во сколько, пока родителей нет дома, можно посмотреть то, что нельзя. В телепрограмме за 29 ноября, на НТВ все (!) передачи дневного эфира маркированы 16+, то есть, как раньше писали на афишах кинотеатров: «Детям до 16 лет запрещается» – теперь подростков беспрепятственно растлевают на дому. На ТНТ, MTV и других молодёжных каналах – несколько передач маркированы 12+, а «Интерны», «Реальные пацаны», «Каникулы в Мексике», «Общаги» и прочие «Милые обманщицы» вообще никак. Нет приличных цифр, которыми можно отразить вредность этих каналов для детей? Только внимательный читатель разглядит в программе передач под наименованием канала маленький курсивчик: «Ограничение по возрасту 16+». То есть признаётся, что эти молодёжные каналы детям до 16 лет смотреть нельзя. Но их смотрят как раз те, кому до 16 лет. Абсурд.
Отдельного исследования достойны чудеса маркировки: «Война и мир», «Гусарская баллада», «Блокада», «Два капитана», «Отцы и дети», «Офицеры» – фильмы, которые надо смотреть подросткам, отнесены к категории 16+. Глупость или вредительство?
А тут ещё и Верховный суд сделал «подарок» нашим детям, которых Ксения Собчак не успела научить, как правильно «строить любовь»: отменил решение судов нижестоящих инстанций о запрете показа в дневные часы «Дома-2». Санкционировал, так сказать, промискуитет, а проще говоря, узаконил разврат на экране в детское время. Как не вспомнить строки Лермонтова про Божий суд и наперсников разврата?
Борьба с Ящиком Пандоры завершилась позорной капитуляцией законодательной власти. Верховный суд действовал по закону, и не только его вина, что получилось «нечто формально правильное, а по сути издевательство».
Как такое могло случиться?
Ещё в начале 2011 года на наш вопрос: почему Закон «О защите детей», подписанный президентом 29 декабря 2010 года, вступит в силу только 1 сентября 2012 года, один из его авторов – председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина ответила: «Мне, конечно, очень жаль, что его отложили на 1 сентября 2012 года. Это компромисс, эту поправку предложило правительство. <…> Меняются депутаты, предстоят президентские выборы, и я не исключаю, что в новой Думе (неизвестно, какой там будет состав) попробуют этот закон ещё на какое-то время отложить. <…> Якобы нужна большая работа по подготовке к введению закона в действие…»
«Большую работу», видимо, с депутатами Думы провело телевизионное лобби. О том, как они умеют «работать», мы совсем недавно писали, цитируя их выступления на заседании Совета по формированию гражданского общества и правам человека («Господа, не экономьте правду!» – «ЛГ», № 46–47). Если телевизионному лобби позволено вводить в заблуждение президента, то можно представить, как выкручивали руки депутатам.
Тут, думаю, были задействованы средства более эффективные, чем лукавство Сванидзе и Парфёнова. Через полтора года «большая работа» завершилась тем, что 7 июня 2012 года Елена Мизулина (!) и другие депутаты внесли в Государственную Думу и без особенной огласки быстренько приняли федеральный закон № 139, в котором содержались поправки к закону № 436 «О защите детей…». В том, что касается ТВ, совершенно выхолостившие его, превратившие в свою противоположность. Это не компромиссы, а издевательство над здравым смыслом.
Я далёк от конспирологических версий, по которым большинство наших каналов действует согласно плану Даллеса или какому-то другому плану по растлению российской молодёжи. Вряд ли у телемагнатов такие гнусные цели. Также не верится, что власть дала телеканалам полную свободу «развлекалова» в обмен на политическую лояльность – ТНТ, MTV и прочие «Перцы» не могут никого шантажировать политической фрондой, они чисто развлекательные. Объяснение, думается, чрезвычайно простое, и на него простодушно указал на встрече президента с правозащитниками Максим Шевченко: желающие ограничить пошлятину на ТВ покушаются на святое. На бизнес телекомпаний. На главную общечеловеческую ценность либерализма – деньги.
Каналов у нас в открытом доступе много, как нигде в цивилизованном мире, и почти за каждым из них стоят влиятельные корпорации. Например, наше национальное богатство («Газпром») владеет супердоходным, бурно развивающимся каналом ТНТ. В соответствии с предполагаемыми ограничениями бизнес телеканала был бы под угрозой. Кто ж такое допустит? Из чего платить тогда баснословные зарплаты топ-менеджерам компании, игрокам «Зенита», содержать «Шальке-04», строить небоскрёбы в Питере?..
Нация деградирует. Насмотревшись насилия на голубом экране, пропитавшись сочащимся из ящика цинизмом, современные подростки снимают на видео жестокие избиения одноклассников и выкладывают их в Сети, чуть ли не с 5-го класса начинают «строить любовь» и достраивают её на автотрассах, множат криминал и массово кончают жизнь самоубийством… Речь идёт об угрозе национальной безопасности России. Но, судя по действиям властей, она их пока волнует меньше, чем сверхприбыли корпораций.