, собкор «ЛГ» по Центральной Европе
После многолетних дискуссий правительство ФРГ наконец приняло решение о создании в Берлине документального «Центра памяти изгнанных». Экспозиция будет являться частью Немецкого исторического музея, иметь государственный статус и располагаться в «Немецком доме» на юге Берлина.
Официальная цель проекта – отдать дань памяти немецким беженцам из Восточной Пруссии, Померании, Силезии и Судетов, которые по решению союзников отошли после немецкой оккупации к разорённым восточноевропейским странам. В качестве компенсации ущерба. Истинная направленность проекта пока не очевидна.
«Если они сотворят у нас лишь десятую долю того, что мы сделали у них, – храни нас Господь» – эта фраза из письма немецкого солдата с Восточного фронта домой в Германию объясняет многое. На немецкой территории войны на уничтожение мирных людей, хоть сколько-нибудь сопоставимой с той, что пережило население СССР, не велось. Однако, как известно, процесс исхода и перемещения немецкого населения продолжался вплоть до 1950 года. Совершенно очевидно, что память об этой длительное время табуизированной трагедии рано или поздно должна была воплотиться в стремление создать в Германии собственный мемориал.
Изначально инициатором создания тогда ещё «Центра против изгнаний», в котором была бы сосредоточена информация о принудительном исходе немецкого населения, выступал «Союз изгнанных», под эгидой которого в 2000 году и был создан одноимённый фонд. В 2007 году в Берлине проходила выставка «Вынужденные пути – бегство и изгнание в Европе ХХ столетия». Она была организована всё тем же «Союзом изгнанных» и посвящена истории насильственных переселений и депортаций, которым подверглись народы Европы в XX веке, включая «Изгнание и насильственное перемещение немцев в результате окончания Второй мировой войны». Тогда, несмотря на все попытки организаторов выдержать нейтральную тональность, эта тема вызвала волну дискуссий и протестов прежде всего в Польше. Организаторам выставки вменяли в вину «размывание» ответственности нацизма за трагедии ХХ века.
Приводимые «Союзом изгнанных» цифры немецких потерь до сих пор вызывают споры. Изначально официальной статистики в этой области не существовало. Первая общая картотека немецких беженцев составлялась на основе свидетельств очевидцев.
Дело в том, что «Союз изгнанных» – организация далеко не нейтральная. Изначально в её уставе было закреплено обязательство защищать право изгнанных, а сегодня уже их наследников на возвращение утерянной на Востоке собственности. Это заявление уже многие десятилетия являлось источником постоянной напряжённости в отношениях между Германией и Польшей. «Союз изгнанных» и по сей день отвергает Договор о немецко-польской границе по Одеру и Нейсе и в то же время постоянно пытается уйти от обвинений в жажде ревизии итогов войны.
Именно эта структура и является одним из главных действующих лиц в процессе создания теперь уже «Центра памяти изгнанных». И хотя правительственные круги Германии, несколько изменив название проекта, представили собственную концепцию, можно предположить, зная упорство «Союза изгнанных», что они могут повлиять на содержание экспозиции.
Тот общеевропейский контекст, в котором сегодня подаётся идея создания в Берлине «Центра памяти изгнанных» как мемориала уже не только изгнанным со своей родины немцам, но перемещённым народам в целом, вводит многие политические силы вне Германии в искушение «осовременить видение истории». И в очередной раз превратить её в средство идеологической обработки общественного мнения в соответствии с преследуемыми целями уже на европейском уровне. Ведь в научный совет экспозиции предполагается пригласить историков из Польши, Чехии и Венгрии. Участия же России в проекте пока не планируется.
Для наших бывших партнёров по Варшавскому договору действительно крайне невыгодно говорить о собственной жестокости в период выселения немцев. Гораздо легче свалить всё на СССР, который вновь предстаёт «тюрьмой народов», ничем не лучше Третьего рейха. Этакой «империей зла», играючи перемещавшей неугодных по своим огромным пространствам.
В памяти невольно всплывают польские претензии к российской экспозиции в Освенциме и высказывание в связи с этим директора музейного архива Освенцима Петра Ситкиевича: «Речь идёт не о компромиссе, а о таком представлении исторических фактов, которое было бы приемлемо для Польши и западных стран».
Вполне может случиться так, что линия разлома между Западом и Востоком в отношении к истории будет использована для того, чтобы разорвать в клочья общую память о 27 миллионах погибших в Советском Союзе. Ибо ни одна из упомянутых выставок, говоря о беженцах и геноциде в Европе ХХ века, не выделила отдельной темой генеральный план «Ост», предусматривавший уничтожение славян и заселение их земель немцами, блокаду Ленинграда как часть запланированного истребления жителей больших советских городов через голодную смерть… Нет ничего о запланированном и частично осуществлённом геноциде на оккупированной советской территории. Всё это стало бы реальностью, если бы не наша Победа. Советские люди заплатили за неё страшную цену, о которой Европе, похоже, не очень хочется теперь вспоминать. И тот факт, что именно такая, искромсанная на куски версия нашей истории вполне может быть закреплена в государственном музее Германии, не может не вызывать тревогу.
И ещё об одном аспекте. Трагедия немецких беженцев – яркий пример того, что не только революция, но и фашизм в конце концов пожирает своих детей. Сегодня, когда неонацисты повсеместно усиливают наступление на умы подрастающих поколений, не стоит об этом забывать.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
Изгнание и памятьПосле многолетних дискуссий правительство ФРГ наконец приняло решение о создании в Берлине документального «Центра памяти изгнанных». Экспозиция будет являться частью Немецкого исторического музея, иметь государственный статус и располагаться в «Немецком доме» на юге Берлина. |
КОД ССЫЛКИ: |
Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции